Эта песня, только что записанная Региной на ее новом диске What We Saw from the Cheap Seats, тоже вполне может стать мировым хитом: "Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому чего у него нет" - и на зал со сцены из-под рук певицы накатывают бурные волны рояля, голос все выше, выше, и баллада Окуджавы звучит с роковой трагичностью. На концерте в Крокусе было всего поровну: высочайшего накала песен по-русски и по-английски, тонко настроенного под стиль пения аккомпанемента из виолончели, синтезатора и барабанов, срывающегося в моменты авторского конферанса голоса певицы, крики "браво" вместо поощрительного свиста...
Нынешний тур посвящен новому альбому Спектор, но в интервью "РГ" она с большей охотой говорила о другом. Ведь в Россию певица приехала после 23-летнего отсутствия на родине.
Регина, отчего вы собрались к нам только сейчас? Вас держала обида на то, как вашу семью "провожала" в 1989-м советская таможня?
Регина Спектор: Да, все наши чемоданы тогда были выпотрошены до дна, пограничники все перевзвешивали мою коллекцию значков... Но злопамятность - это, по-моему, глупость. Надо быть благодарным судьбе за то, что ты не голоден, что тебе есть где спать и вокруг добрые люди, которые тебя любят. Я пережила свои детские обиды и хочу создать для себя новые, лучшие воспоминания о России, хочу почувствовать ее сегодняшнюю. Тут все для меня, с одной стороны, трудно, но и интереснее, чем где бы то ни было еще.
Вы включаете в свои альбомы песни на стихи Пастернака и Окуджавы. Как это все слушает ваша американская аудитория?
Регина Спектор: Слушает замечательно, внимательно, и не только американская! В этом туре я во все сольные концерты - и в Париже, и в Барселоне, и в Лондоне - включаю "Молитву Франсуа Вийона", и всюду публика ей аплодирует. И в этом нет ничего странного - во всем мире люди восхищаются Эдит Пиаф, "Битлз", итальянской оперой, далеко не всегда понимая, о чем поется в той или иной арии.
На сцене вы очень эмоциональны, часто меняете инструменты, да и голос у вас не совсем привычен для публики, приходящей на рок-концерты...
Регина Спектор: В музыке я все делаю искренне, с настоящими эмоциями, мне интересно писать и петь именно так. И я вижу, как люди на моих концертах с удовольствием входят в миры, куда я их веду, они там вместе со мной! Но если зрители ко мне не идут, я это тоже понимаю, со мной не всегда легко, кому-то иногда хочется чего-то более привычного, да и когда мешается много разных жанров - это труднее продавать.
Но при этом почти все ваши альбомы успешны, а новый диск, безусловно - новый для вас уровень и музыки и аранжировки.
Регина Спектор: Я стараюсь учиться у всех продюсеров и музыкантов, с которыми мне приходится работать, будь то Майк Элизондо или Джефф Линн, который продюсировал мой альбом "Far". Было время - я страшно волновалась перед концертами, буквально не находя себе места. И вот оказавшись в туре с группой Тома Петти The Heartbreakers, я увидела в самом Томе, с которым мы много разговаривали, в его музыкантах такую мудрость, спокойствие, целенаправленность каждого действия... И мне кажется, что именно после этого тура мне стало на душе как-то спокойнее.
А как вы выдерживаете расписание вот этого тура, когда приходится выступать если не каждый день, то через день точно.
Регина Спектор: Когда я в туре не очень хорошо себя чувствую или что-то происходит в жизни, что портит мне настроение, то мне, конечно, трудно. Если же я сильная, здоровая, в тонусе... Мои туры редко длятся дольше месяца, ноту большей высоты трудно держать. Но, с другой стороны, когда за 3 дня объезжаешь 4 страны и не знаешь уже, на каком языке сказать "спасибо", это да, трудно, но это и волшебно. Ты начинаешь жить без дней недели, без времен года, плотной, переполненной эмоциями жизнью, которую я очень люблю.