Какое послание вы хотели донести до мировой общественности, обнародовав эти страшные цифры?
Массимо Интровинье: Эта статистика была известна и раньше. В течение нескольких последних десятилетий Центр Дэвида Барретта по изучению глобального христианства предоставляет данные по убитым в мире христианам. По их расчетам, каждый год за веру в среднем погибает 105 тысяч человек. Эти цифры не раз озвучивались многими официальными, в том числе и религиозными деятелями, но их почти никто не воспринял всерьез. Они не вызывают той реакции, которую должны вызывать. Если вы посчитаете, то увидите, что 105 тысяч погибших в год как раз соответствуют убийству одного христианина в течение каждых пяти минут.
Вы утверждаете, что насилие, жертвами которого становятся христиане в странах Азии и Африки, рискует перекинуться на Европу. Откуда эта проблема могла появиться на Западе, где христианство остается доминирующей религией?
Массимо Интровинье: Говоря об опасности, угрожающей Европе, я прежде всего имел в виду возросшее число случаев религиозной нетерпимости и дискриминации. Именно эти два тесно взаимосвязанных фактора могут привести к полномасштабному антихристианскому насилию на Западе. Ведь от дискриминации до религиозных гонений остается один мелкий шаг. Конечно, сегодня на Западе не существует организованного движения преследования по религиозным мотивам. Однако и в христианской Европе случаются проявления религиозной ненависти. К примеру, в Италии в 2000 году трое экстремистов жестоко убили монахиню. Главная беда в том, что сегодня на Западе (как в Европе, так и США и Канаде) процветает институт нетерпимости. Последним ее проявлением стала публикация в одном немецком еженедельнике фотомонтажа, изобразившего Папу Римского в крайне неуважительной позе. К сожалению, таких случаев сегодня немало и в других странах. Способствует усугублению этой проблемы наличие многочисленных законов, ограничивающих в той или иной степени религиозную свободу верующих. Приведу пример Канады, где в законе, разрешающим однополые браки, не предусмотрено отдельного положения, позволяющего священнослужителю, не желающему по своим религиозным убеждениям проводить подобную церемонию, отказаться от участия в ней.
Чем вы объясните появление подобных законов и кто в них заинтересован?
Массимо Интровинье: Причины появления многочисленных дискриминационных законов следует искать как в глубокой нетерпимости, о которой я уже говорил, так и в активной деятельности мощных лоббистских групп, материально заинтересованных в успешном продвижении тех или иных законодательных инициатив. Самое страшное, что в некоторых странах это превратилось в некую индустрию, за которой, как правило, стоят несколько частных лиц.
Какие меры способны если не остановить, то хотя бы притормозить этот опасный процесс?
Массимо Интровинье: Если говорить о ситуации в Азии и Африке, то для успешного разрешения проблем в том же Пакистане и Нигерии международным организациям нужно действовать расторопней. Как показала практика, наиболее эффективными оказываются двусторонние механизмы сотрудничества. Италия, к примеру, тесно взаимодействует с нигерийской полицией. Могу сказать по своему опыту работы в ОБСЕ, что Россия выступает одним из постоянных инициаторов подобных форм кооперации в отношении стран, находящихся в опасности. Что касается Европы, то, несмотря на то, что она представляет собой демократическое пространство, европейским христианам нужно сделать все, чтобы объединить свои усилия и выступать единым фронтом, когда происходит нарушение их прав.