Регионы не смогли потратить
Население России из года в год убывает, и для того чтобы переломить эту печальную тенденцию, российское правительство начало масштабную модернизацию системы здравоохранения. Одним из важнейших направлений улучшения качества медицинской помощи стала работа с регионами. Начиная с 2011 года, субъекты Федерации получают федеральные средства на укрепление материально-технической базы (ремонт лечебных учреждений, закупку медтехники), информатизацию и переход на единые стандарты оказания медицинской помощи.
Программа модернизации здравоохранения рассчитана на два года. Общий объем финансирования составляет 620 миллиардов рублей.
В итоге оказалось, что практически все регионы не смогли своевременно и целевым образом освоить средства, которые получили из центра. 15 июня этого года коллегия Счетной палаты РФ объявила результаты экспертно-аналитического исследования "Анализ эффективности использования государственных средств на модернизацию отрасли здравоохранения в 2011 году и истекшем периоде 2012 года". Итоги экспертизы эффективности использования государственных средств показали, что в 2011 году субъекты Федерации потратили только 177,2 млрд руб., то есть 59,3% от общей суммы запланированных средств. При этом в некоторых регионах объем освоенных средств составил не более трети.
Почему так получилось? В первую очередь регионы не смогли в очень сжатые сроки сбалансированно распределить расходование госресурсов на медицину. Например, объявили закупку дорогостоящей медтехники для лечебного учреждения, в котором не успели закончить ремонт, или в ЛПУ, для которого покупалось новое оборудование, не имелось подготовленного места для его установки.
Так, по данным аудитора Счетной палаты Владимира Катренко, в 14 российских регионах смогли закончить не более 30% от запланированного объема ремонтных работ в медицинских учреждениях.
Еще одна причина: в спешке регионы закупали не то, что им было необходимо. В итоге получалось так, что для крупных региональных больниц и специализированных медцентров приобретали аппараты с минимальным базовым функционалом, скорее соответствующим уровню поселковых лечебных учреждений. К низкому качеству организационных решений при реализации программ модернизации здравоохранения в регионах можно отнести и слабый уровень организации конкурсов на закупку медоборудования, в том числе и подготовку конкурсной документации.
На прошедших в конце июня парламентских слушаниях заместитель министра здравоохранения РФ отметил, что значительная часть сложностей при реализации программ модернизации здравоохранения в регионах возникла по вине недобросовестных или несостоятельных поставщиков, в результате действий которых зачастую приходилось отменять результаты конкурсов на поставку медицинского оборудования.
Непростое падение
Можно проанализировать типичные осложнения, возникающие во время проведения конкурсов на закупку медицинского оборудования.
Достаточно серьезные опасения у специалистов вызывает резкое падение цены во время проведения конкурсных закупок. К примеру, в июле прошлого года Комитет по здравоохранению Ленинградской области проводил аукцион по поставке компьютерных томографов 16 срезов в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы". Начальная цена контракта на поставку 7 компьютерных томографов в больницы Ленобласти составляла 175 млн рублей. Победитель аукциона снизил начальную стоимость контракта на 43,5%.
В августе прошлого года открытый аукцион на поставку ангиографической установки со станцией электрофизиологического контроля для больницы в Новосибирской области также прошел с резким понижением цены. При стартовой цене контракта в 40 млн руб. победитель поставил ангиограф за 23 млн руб., что на 42,5% ниже начальной стоимости.
Третий аналогичный случай произошел в сентябре 2011 года уже в Томской области во время конкурса на право поставки ангиографической установки. Снижение цены также составило 49,5%.
Казалось бы, снижение цены в результате торгов - это позитивный результат конкурентной борьбы поставщиков, однако эксперты полагают, что не все так просто. Как государством будут отслеживаться последствия подобных демпингов? Как это скажется на работе ЛПУ? Ведь, по мнению многих экспертов, резкое падение цены означает, что оборудование не полностью соответствует техническому заданию или потребует значительных дополнительных затрат на его сервисное обслуживание по причине низкого качества.
Для того чтобы ограничить демпинговые манипуляции со стороны участников конкурсных госзакупок, в закон о федеральной контрактной системе предполагается ввести ограничение падения цены от первоначальной стоимости в 25%. Напомним, что законопроект о ФКС прошел в Госдуме первое чтение.
Подмену заметили
Еще одна распространенная "аукционная болезнь" - поставщики пытаются принимать участие в аукционе, не имея возможности поставить оборудование, соответствующее техническому заданию.
В августе 2011 года Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области проводило открытые аукционы на право поставки рентгенодиагностических телеуправляемых комплексов. Во всех трех аукционах принимала участие петербургская дистрибьюторская компания ЗАО "МАК БРАЗЕРС", которая перепродает оборудование итальянского разработчика GMM.
ЗАО "МАК БРАЗЕРС" заполнило формы технического задания по всем трем аукционным процедурам, заявив о полном соответствии всем требуемым заказчиком техническим параметрам (иногда даже с превышением). Заявленный товар - произведенная компанией GMM рентгенодиагностическая система OPERA (номер регистрационного удостоверения ФС N2006/2653). В подтверждение своих намерений поставить оборудование "МАК БРАЗЕРС" приложило письмо от GMM о готовности произвести рентгенодиагностическую систему в 2011 году.
Аукционная комиссия рассмотрела заявку и допустила "МАК БРАЗЕРС" к аукциону, который дистрибьютор выиграл, предложив наименьшую цену. Однако потом, когда пензенский областной Минздрав направил итальянским производителям письмо с просьбой подтвердить технические характеристики оборудования, из GMM пришел ответ, что рентгенодиагностические системы с такими характеристиками GMM произвести в 2011 году не может. И никаких письменных подтверждений выпуска такого оборудования итальянцы "МАК БРАЗЕРС" не давали.
Ввиду предоставления "МАК БРАЗЕРС" недостоверных сведений заказчик отказался от заключения с этой компанией госконтракта на поставку оборудования. Странное совпадение: "МАК БРАЗЕРС" закрыла для публичного доступа свой официальный сайт, содержащий информацию о технических характеристиках оборудования, которое поставляет дистрибьютор. Вполне возможно, компания надеется, что отсутствие легкого доступа к информации о технических характеристиках медтехники позволит ей "замутить воду" для дальнейшего участия в конкурсах, где требуется оборудование с иными характеристиками.
Еще одна аналогичная история случилась с тем же ЗАО "МАК БРАЗЕРС" в Санкт-Петербурге, где в рамках программы модернизации здравоохранения проводились закупки рентгенодиагностических комплексов. Аукцион со стартовой ценой 191,1 млн рублей проводился в августе прошлого года. Схема действий "МАК БРАЗЕРС" напоминала "пензенскую": в техзадании заявитель указал, что поставит технику в полном соответствии с требованиями. Отличие, впрочем, существенное: дистрибьютор в заявке не указал, что именно за оборудование он поставит по конкурсу - ни марки, ни модели, ни производителя товара.
Аукционная комиссия запросила у "МАК БРАЗЕРС" уточнения, а также направила запрос в Росздравнадзор о регистрации товара, предлагаемого компанией. Выяснилось, что в качестве товара предлагается "Комплекс рентгенодиагностический телеуправляемый с доп. комплектацией". Однако регистрационного свидетельства на это медицинское изделие в Росздравнадзор не поступало, как и сведения о регистрации товара на территории РФ.
Аукционная комиссия отстранила "МАК БРАЗЕРС" от участия в конкурсе, но на этот раз дистрибьютор решил осложнить и без того непростую жизнь региональных здравоохранительных органов, обжаловав решение комиссии в региональном управлении Федеральной антимонопольной службы. УФАС потребовал у организаторов аукциона навести порядок в процедурном соблюдении закона о размещении заказов. По требованию антимонопольщиков аукционная комиссия более детально оформила подтверждение факта недостоверности сведений, содержащихся в заявке "МАК БРАЗЕРС". Однако после этого дистрибьютор еще раз обжаловал действия аукционной комиссии в УФАС, и на этот раз антимонопольная служба признала в действиях аукционной комиссии признаки нарушения федерального закона о размещении заказов.
В результате появились три судебных процесса: два из них были инициированы заказчиком аукциона ГУЗ "Мариинская больница" и победителем аукциона - ведущим российским производителем; и одно, инициированное УФАС СПб.
Судебная тяжба с многочисленными кассациями и апелляциями продлилась целый год и закончилась тем, что суды разных инстанций приняли сторону аукционной комиссии, признав правомочным отстранение "МАК БРАЗЕРС" от участия в аукционе. В результате всех судебных процессов заказчик и победитель подтвердили свою правоту. Однако все это время сотрудники петербургских больниц-заказчиков (а в этом аукционе были объединены заказы 20 ЛПУ) были вынуждены ходить по судебным инстанциям, отвлекаясь от своих профессиональных обязанностей.
Случай в Пензенской области, когда заказчик провел столь серьезную работу по проверке на соответствие предоставляемых участниками процедуры сведений, к сожалению, пока является достаточно редким прецедентом. История Санкт-Петербурга, с другой стороны, является одной из самых типичных. Причем, даже если в одном регионе бдительная конкурсная комиссия уличит поставщика в недобросовестности и предоставлении ложных сведений, в соседнем регионе менее бдительная комиссия может не только допустить такого поставщика к участию, но и заключить с ним контракт на поставку оборудования.
Участвовать в конкурсах недобросовестным поставщикам позволяет российское законодательство о госзакупках, в котором не предусмотрены жесткие санкции в отношении таких участников торгов.
Оперативное вмешательство
Программа модернизации здравоохранения 2011-2012 годов стала пилотным проектом по улучшению ситуации в отечественном здравоохранении. Совершенно очевидно, что из федерального бюджета будут и дальше выделяться средства на различные программы по здравоохранению.
Ход реализации программы модернизации здравоохранения позволил выявить ключевые ошибки и недочеты в организации процесса освоения бюджетных средств. Результат реализации любого проекта напрямую зависит от грамотного распределения средств внутри него и контроля над качеством закупаемой продукции оказываемых услуг.
В первую очередь необходимо, чтобы недобросовестные поставщики, уличенные в нарушениях однажды, допускались к участию в других конкурсах только после тщательной проверки подаваемых ими документов либо же не допускались вовсе.
Необходимо также решить проблему с затяжными судебными разбирательствами между заказчиками, участниками конкурса и ФАС. Ограничить количество подаваемых апелляций и кассационных жалоб, конечно же, будет невозможно. Но зато возможно усовершенствовать механизм обжалования результатов конкурсов, который защитил бы заказчиков и добросовестных поставщиков-победителей конкурса от нападок со стороны недобросовестных участников торгов, которые всеми способами пытаются добиться отмены результатов конкурса.
Проблема недобросовестных поставщиков остро стоит в закупках в любой сфере. Однако в сфере здравоохранения эта проблема приобретает совершенно иной оттенок. Граждане Российской Федерации имеют право на доступ к высокотехнологичной медицинской помощи. Жизнь пациента напрямую зависит от возможности своевременной и оперативной постановки диагноза. Многие болезни невозможно обнаружить без использования специализированного высокотехнологичного медицинского оборудования.
Поставляя некачественное или не соответствующее потребностям ЛПУ оборудование, недобросовестные поставщики наносят ущерб здоровью пациентов этого медицинского учреждения. Невозможно посчитать, скольких пациентов можно было бы спасти, если бы ЛПУ располагали всем необходимым оборудованием, поставленным в максимально оперативные сроки без задержек на судебные разбирательства и без долгих месяцев простоя из-за регулярных поломок.