19.07.2012 01:30
Общество

Социологи: Всем фруктам россияне предпочитают яблоки

Всем фруктам россияне предпочитают яблоко, а всем ресторанам - домашнюю еду
Текст:  Екатерина Добрынина
Всем хороша была наша прародительница Ева, только в еде непритязательна. Пределом ее гастрономических мечтаний было самое простое, зеленое и наверняка кисловатое яблоко. То ли дело ее потомки-наши современники. В разгар летнего сезона социологи исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru выяснили, что вкусы активных работающих россиян крайне разнообразны и широки, и это относится как к фруктам, так и к прочему кулинарному разнообразию.
Читать на сайте RG.RU

Но все-таки яблоко, как и в библейские времена, остается безусловным лидером и самым любимым в России фруктом. Его назвали 22% опрошенных, то есть примерно каждый четвертый-пятый. Правда, любовь эта вовсе не слепа и достаточно разборчива. В ней есть даже отголоски патриотизма: импортным яблокам - торжеству селекции наши сограждане предпочитают что-то "родное, прямо с ветки". "Российское яблоко, выращенное экологически чистым способом! Контрольный тест - возможное наличие червяка!"; "Яблоко со своей яблони на даче", - комментируют респонденты свой выбор. При этом мужчины признаются в любви к яблокам чаще женщин (25% и 17% соответственно). Кроме того, ценителей яблок больше среди старшего поколения (28% среди респондентов старше 50 лет против 15% среди тех, кому ещё нет 29 лет).

Второй по популярности стала груша - своим самым любимым фруктом её назвали 11% мужчин и 7% женщин. На третьем месте - мандарины, которым отдали свои голоса 8% наших сограждан (6% среди представителей сильного пола и 10% среди дам). Это, видимо, еще и отголосок наших новогодних традиций: на столе должны быть не только оливье и шампанское, но и в обязательном порядке эти самые мандарины. Вкус и запах детства, предвкушение праздника! Чистая психология.

Другим представителям семейства цитрусовых - апельсинам - отдают предпочтение 7% россиян. Среди любителей апельсинов также больше женщин (9% против 6% среди мужчин). "Апельсин - полезная оранжевая витаминка!" - комментируют дамы.

Столько же поклонников (7%) у бананов, чуть меньше (6%) - у персиков. Один из комментариев любителей бананов  - "он сытный и неприхотливый". Видимо, неприхотливым у нас считается то, что способно дешево стоить и долго лежать. Тропические плоды - ананасы, киви и манго - по вкусу 4% россиян, по 2% опрошенных назвали своими любимыми плодами арбуз, виноград, гранат, грейпфрут, клубнику и хурму. Отметим также, что цитрусовые (мандарины, апельсины), а также тропические плоды (бананы, киви) более популярны у молодёжи, нежели у представителей старшего поколения, предпочитающих традиционные для наших широт яблоки и груши.

Надо, конечно, отметить, что ботанику наши люди знают средне: вместо фруктов респонденты часто называли ягоды (клубнику, малину, ежевику), корнеплоды (морковь) либо бахчевые культуры (дыню, арбуз). Иными словами, все дары природы, обладающие сладким вкусом.

Среди названных ими фруктов (а также ягод и плодов семейства тыквенных) - нектарины, дыни, абрикосы, помело, маракуйя, фейхоа, хурма, инжир, малина и вишня. При этом некоторые участники опроса отмечают, что их вкусовые пристрастия носят сезонный характер: "На данный момент - киви. В пору арбузов и дынь - именно они самые любимые. А вообще многое зависит от качества фрукта (сочность, спелость, вкус). Яблоки, персики, груши, сливы и виноград бывают как очень вкусными, так и отвратительными".

Некоторые комментарии явно позабавили социологов. Например, любитель помело пишет: "Помело вкусное, полезное (говорят, в нём много клетчатки), большое. И главное, в семье, кроме меня, никто никогда на него не претендует". Бог с ним, с экзотическим фруктом - зато какой автопортрет удалось респонденту нарисовать буквально несколькими скупыми штрихами!

Затруднились назвать свой любимый фрукт 4% респондентов.

Кулинарной теме социологи посвятили еще несколько опросов. По ходу дела выяснилось, что наши люди вообще постепенно становятся если не заправскими гурманами, то хотя бы любителями хорошей кухни и красиво оформленных блюд. Причем совсем не обязательно в ресторанах или кафе. Наоборот - по признанию 82% респондентов, лучшая еда - та, что приготовлена дома. Судя по комментариям, выбирают ее не только потому, что питаться в домашней обстановке уже стало привычкой, но и потому, что в заведениях общепита качество блюд людей не очень-то устраивает. "В ресторанах готовят из пропавших продуктов, затрачивая малые средства и получая при этом баснословные прибыли. И все это сказывается на нашем здоровье. И ведь не стесняются писать: "Чаевые не возбраняются"; "Вкусно готовит жена"; "В домашней еде только свежие и известные мне ингредиенты"; "Почти уверен, что не отравлюсь", - объясняют опрошенные.

Россиян, предпочитающих домашним супам и котлетам ресторанные суши и стейки, гораздо меньше, - лишь 10%. По их наблюдениям, в ресторанах и кафе всегда можно попробовать какое-нибудь вкусное блюдо, которое красиво оформлено и интересно подано. К тому же существуют заведения, предлагающие блюда, ничем не уступающие домашним. "Когда позволяют средства, люблю отведать национальную японскую кухню!"; "Для разнообразия!" - объясняют свои пристрастия респонденты.

Закономерно, что на любовь к домашней пище влияют семейные обстоятельства: еда, приготовленная дома, вызывает больший аппетит у респондентов, состоящих в браке (84% против 78% среди неженатых и незамужних). Играет роль и свойственный разным возрастным категориям образ жизни: среди опрошенных до 34 лет домашнюю еду предпочитают 77%, тогда как среди опрошенных старше 45 лет таких уже 89%. Кроме того, в любви к домашним блюдам чаще признаются мужчины - 85% против 77% среди женщин. Претенденткам на мужскую руку и сердце стоит почаще вспоминать, что путь в данном случае лежит через желудок, и социологи это подтвердили еще раз.

И, напротив, представительницы прекрасного пола чаще предпочитают ресторанные блюда (14% по сравнению с 7% среди мужчин). Свою любовь к посещению заведений общепита женщины объясняют тем, что это освобождает их от приготовления пищи дома. Кроме того, поход в кафе - это не только еда, но еще и общение с подругами и поклонниками. Кто ж от такого откажется и добровольно встанет к плите и раковине!

А еще социологи выяснили, что половина москвичей хотя бы раз в месяц заказывает еду прямо на дом. Об этом сказали 47% экономически активных жителей столицы. Однако слишком часто могут себе это позволить очень немногие (лишь 4% заказывают доставку еды 4 и больше раз в месяц). Большая часть (31%) пока пользуется такими услугами реже 1 раза в месяц. Некоторые, правда, категорически против подобного "баловства": "Я не настолько ленив", - пишет, что характерно, респондент, который сам по профессии шеф-повар. Еще одно мнение: "В офис и домой еду заказывают только бездельники и офисный планктон. Нормальный человек может сам купить себе еду!" В этом случае резкое высказывание принадлежит курьеру (не он ли бегает с тяжелыми сумками, полными пиццы, суши и напитков, по адресам этих "бездельников"?)

Самым популярным способом заказа блюд является телефонный звонок - именно так еду с доставкой на дом или в офис заказывают почти две трети (60%) пользующихся такими услугами. 30% опрошенных предпочитают делать заказ с сайта ресторана, причём этот способ чаще практикуют женщины (36% по сравнению с 25% среди мужчин). Кроме того, заказ по телефону больше популярен у москвичей в возрасте от 45 лет и старше (73%), тогда как сайтами ресторанов чаще пользуются опрошенные от 25 до 34 лет (33%).

Средняя стоимость такого заказа обычно составляет 500-1000 рублей (такую сумму называют 47% респондентов). Около трети москвичей (32%) тратит на заказ еды от 1000 до 2500 рублей; 14% - от 250 до 500 рублей. Скромную сумму до 250 рублей тратят 3% опрошенных - чаще всего те, кто заказывает еду более 5 раз в месяц (25%).

Что важнее - вкус или цена? При выборе москвичи в первую очередь ориентируются на вкусовые качества блюд (78%) и только после этого - на цены (41%). Далее следуют скорость доставки (36%), имя заведения (9%) и наличие скидочных акций (8%). При этом скидки наиболее интересны заказчикам, постоянно меняющим поставщиков (14%). "Уверенность в качестве продукции"; "Качество, проверенное друзьями, знакомыми, мною"; "Качество еды - самый главный критерий!" - комментируют респонденты.

Как говорится, красиво жить не запретишь, а плохо - не научишь. К еде это относится в первую очередь.

Опрос
Образ жизни