20.07.2012 00:34
Общество

Ромодановский: Ужесточения миграционной политики не будет

Константин Ромодановский: Ужесточения миграционной политики не будет. Повысится ответственность нарушителей законов
Текст:  Михаил Фалалеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №165 (5838)
Проблемы, связанные с миграцией и мигрантами, продолжают оставаться достаточно острыми. С одной стороны, экономисты подсчитывают, где и сколько нам требуется не слишком дорогих иностранных рабочих рук. С другой - люди некомфортно себя чувствуют от избытка "гостей", почти не говорящих по-русски.
Читать на сайте RG.RU

Как эффективно проконтролировать законный въезд и пребывание на нашей территории трудового мигранта, принять и обустроить соотечественника из-за рубежа, помочь российскому гражданину быстро и без нервотрепки оформить паспорт, рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете" директор Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский.

Константин Олегович, ваша служба вышла из состава МВД России и стала самостоятельной структурой. Связано ли это с ужесточением миграционной политики? Известно, что ФМС уже выдвинула несколько законодательных инициатив, предлагающих поправки даже в Уголовный кодекс.

Константин Ромодановский: То, что Федеральная миграционная служба России стала самостоятельной структурой, никак не связано с ужесточением миграционной политики.

 
 
 
 
 
 

Никакого ужесточения нет и не может быть, тем более что в этом году утверждена на заседании Совета безопасности и затем подписана президентом России Концепция миграционной политики до 2025 года. Это первый такой стратегический документ, который обозначает наши задачи и цели.

Именно для решения этих весьма масштабных задач и потребовалось, чтобы наша служба стала самостоятельным ведомством.

Другое дело, что мы сейчас активно занимаемся нормотворческой деятельностью, вырабатываем новую позицию, в том числе и по усилению ответственности для нарушителей миграционного законодательства.

ЦИФРА: 10 лет Лишения свободы будет грозить за организацию незаконной миграции

Насколько эта ответственность усилится?

Константин Ромодановский: Разработано несколько законопроектов, которые сейчас проходят согласование. Во-первых, предлагается усиление мер по отношению к россиянам или иностранным гражданам за организацию незаконной миграции.

До 10 лет может быть увеличен срок запрета на въезд для иностранцев, серьезно или неоднократно нарушивших миграционное законодательство и поэтому выдворенных из России, депортированных или реадмиссированных. По действующему законодательству пока - 5 лет.

Если они, несмотря на запрет, въедут в нашу страну, то могут быть привлечены к уголовной ответственности - лишению свободы сроком до 5 лет. Это нововведение. Подобного положения в УК сейчас нет. А все сроки наказания к организаторам незаконной миграции должны быть увеличены до 10 лет лишения свободы.

Во-вторых, должны быть изменения и в регистрационном учете российских граждан. Предлагается введение нормы жилой площади для вселения в жилое помещение и регистрации - 6 метров. Это поправки в Жилищный кодекс и Закон "О праве граждан на передвижение". Исходя из этой нормы будет проводиться и работа по регистрационному учету или, как ранее говорили, прописке.

Предложено и ужесточение мер к собственникам жилых помещений за злостное нарушение миграционного законодательства. За регистрацию по месту жительства и месту пребывания большого числа граждан будут штрафовать на сумму до 5 тысяч рублей. Предусматривается и введение уголовной ответственности. Предполагаемые новации ни в коем случае не коснутся законопослушных граждан.

Как вы будете контролировать выполнение законодательства? Ведь к каждому иностранцу полицейского не приставишь. Да и полиция теперь совсем другое ведомство.

Константин Ромодановский: Насчет полиции: с МВД у нас налажено теснейшее взаимодействие. Мы не имеем права и не допустим того, чтобы лучшие наработки сотрудничества были утрачены. Чем формально наши структуры стали дальше, тем очевиднее проявляются тенденции к взаимодействию. В том числе и по контролю за мигрантами.

Вот совсем свежий пример: в Пензе запущен пилотный проект системы информационного обмена между территориальными органами ФМС России и МВД. Эта система позволит в том числе и эффективно контролировать мигрантов. На электронных носителях собраны 120 миллионов досье на иностранных граждан, их родственников и ближайшее окружение. Есть сведения о транспорте, на котором иностранец въехал в Россию. Разумеется, имеется полная информация о взаимоотношениях мигранта с законом. Вот вам и контроль: автоматика уже на границе закроет доступ в Россию любым нарушителям российского законодательства. Достаточно будет ввести в машину данные человека, и сразу станет ясно: он не въездной на ближайшее десятилетие.

Речь идет и о тех иностранцах, кто находится в России больше положенного срока?

Константин Ромодановский: И о таких тоже. ФМС России предлагает законодательно закрепить норму, позволяющую закрывать въезд на один год иностранцам, которые не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока действия визы или разрешительного срока временного пребывания.

Подчеркну, что такое правило не должно и не будет применяться к иностранцам, которые не выехали с территории России в связи с обстоятельствами непреодолимой силы - чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, либо явлениями стихийного характера, а также в случае необходимости экстренного лечения, тяжелой болезни или смерти близкого родственника, проживающего в нашей стране.

Как этой информационной системой сможет воспользоваться полиция и другие спецслужбы?

Константин Ромодановский: Быстрый, практически мгновенный доступ к такой информации нужен уголовному розыску для борьбы с этнической преступностью, ФСБ, пограничникам, наркополицейским, таможенникам, даже МИДу. Для этого больше не потребуются бумажные запросы, согласования, прочая бюрократическая волокита. Что важно, оперативникам уже не надо раскрывать коллегам из другого ведомства свой интерес, что снижает возможность утечки информации.

А российским гражданам чем полезна такая информационная система?

Константин Ромодановский: В банках данных хранятся более 198 миллионов учетных записей, касающихся россиян. Например, человек потерял паспорт. Он приходит в отделение полиции и сообщает об этом. Тут же по базе российских паспортов устанавливается, какой паспорт был потерян, и в результате намного быстрее оформляется новый документ. А загранпаспорт можно будет оформить в перспективе за пять дней.

После Пензы мы запустим этот пилотный проект еще в нескольких регионах, а затем распространим по всей стране. Кстати, благодаря автоматизации и оптимизации будут меняться в сторону сокращения сроков регламенты обслуживания населения. Даже уйдут, станут ненужными многие функции и действия сотрудников.

В Интернете активно обсуждается слух, что загранпаспорт можно будет оформить только по электронной почте. Так ли это?

Константин Ромодановский: Об этом речи не идет. Мы не отказываемся от загранпаспортов старого образца, и оформлять документы можно будет как лично, принеся бумажные документы в отделение ФМС России, так и по Интернету, через портал госуслуг. Хотя бы потому, что не каждый наш гражданин имеет доступ к компьютеру и Интернету, полный переход на оформление документов через Интернет не планируется.

Введение экзамена по русскому языку для мигрантов будет подтверждено законодательно?

Константин Ромодановский: Надеюсь, что будет. Закон об обязательном знании на базовом уровне русского языка для тех иностранных граждан, кто работает в ЖКХ, торговле и в сфере обслуживания, прошел первое чтение в Государственной Думе, готовимся ко второму. Полагаю, что скоро закон заработает. Уверен, что реализация его не будет сложной - уже работает система тестирования тех, кто получает гражданство. Тестирование проходит на платной основе в учреждениях, которые находятся в ведении минобразования. Кстати, большую роль в организации и работе курсов обучения русскому языку играет Русская православная церковь.

В этом году заканчивается действие государственной программы "Соотечественники". Сколько человек вернулось в Россию?

Константин Ромодановский: Государственная программа по переселению соотечественников начата в 2006 году, сейчас в ней участвует 39 субъектов Российской Федерации. За годы действия программы переселились примерно 80 тысяч человек. Только за прошлый год мы приняли более 32 тысяч человек, на этот год планы еще более серьезные. В перспективе готовимся принимать более 50 тысяч ежегодно. Действующая редакция программы действует до декабря этого года.

Программа будет продолжена?

Константин Ромодановский: Да, сейчас разрабатывается новая редакция программы. Более того, с 2013 года она будет носить бессрочный характер. Расширяются каналы вхождения в Программу соотечественников, увеличиваются возможности. Сейчас большая часть отказов связана с необходимостью получать подтверждение от работодателя, что претендента на участие в Программе готовы взять на работу. С 2013 года участник программы сможет заняться поисками работы уже после приезда на новое место жительства.

Что важно: мы никого не уговариваем уезжать в Россию. У человека всегда остается выбор - приехать или остаться. Мы честно предупреждаем, что будут определенные трудности, что участники программы окажутся в тех же условиях, что и подавляющее большинство населения России. Да, мы поможем в элементарном обустройстве, ну а дальше живите самостоятельно.

И, может быть, скажу парадоксальную вещь: русские, оставшиеся в республиках бывшего Союза, последние носители русской культуры и языка, через которых наши государства могут вести культурный обмен, поддерживать по-настоящему дружеские отношения.

Часто ли к вам как директору ФМС обращаются за помощью? Ведь бывают ситуации, когда только ваше личное вмешательство может помочь человеку?

Константин Ромодановский: Да, такие ситуации, к сожалению, бывают. И мне, и моим заместителям, руководителям различных подразделений приходится решать их во время проведения личных приемов граждан. Вот пример: выясняется, что человеку необоснованно выдан паспорт. Он его предъявляет по требованию, но ни по каким базам данных такого документа, а значит, и гражданина нет. Проблема с необоснованно выданными паспортами остается до настоящего времени актуальной. Корни этой проблемы уходят в 90-е годы, когда граждане бывшего СССР приезжали на территорию России, имея на руках вкладыши о наличии гражданства Российской Федерации, выданные воинскими частями, справки консульских загранучреждений, другие документы, якобы свидетельствующие о наличии гражданства. Органы внутренних дел также выдавали и вкладыши, и паспорта с форзацами, свидетельствующими о наличии гражданства Российской Федерации без соответствующего проведения определения наличия гражданства.

К сожалению, во время всеобщего обмена паспортов сотрудники органов внутренних дел не вдавались в подробности законодательства о гражданстве Российской Федерации, действовавшего на тот момент, и паспорта гражданина России были выданы лицам, которые гражданами не являлись. Лишь с вступлением в силу Федерального закона ФЗ-62 от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации" ФМС России начала выявлять эту проблему и, что называется, "бить в колокола". Разговоры о том, что "ФМС России лишает россиян гражданства", не выдерживают никакой критики. Нельзя лишить того, чего не имеешь. По мнению Верховного суда, высказанного в определении от 17 мая 2006 года N КАС06-300, паспорт гражданина Российской Федерации удостоверяет гражданство Российской Федерации, которое возникает не собственно из этого документа, а по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом от 31 мая 2002 N 62 и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие.

На сегодняшний день выявлено более 80 тысяч необоснованно выданных паспортов, к которым ежегодно добавляется порядка 8 - 10 тысяч документов.

И как вы им помогаете?

Константин Ромодановский: С каждым человеком разбираемся индивидуально. Более 30 тысяч человек приняты в российское гражданство, более 17 тысячам предоставлен статус проживающих в России иностранных граждан либо лиц без гражданства. Провести такие мероприятия в отношении остальных лиц данной категории не представляется возможным в связи с отсутствием необходимых правовых механизмов.

Но это не решение всей проблемы. Нужно законодательное решение. Начиная с 2009 года ФМС России поднимает вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство, направленных на урегулирование ситуации. При активном участии службы были разработаны соответствующие меры. Более чем в 50 процентах случаев это позволило снизить остроту проблемы, поскольку решение было возможно в рамках действующего законодательства.

Однако в остальных случаях определение правового статуса таких лиц, которые фактически десятилетиями проживают в России, растягивается на годы.

В декабре 2010 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", который направлен на закрепление дополнительного основания приобретения гражданства Российской Федерации вышеназванной категорией лиц. 1 ноября 2011 года законопроект был принят в первом чтении. В настоящее время ФМС России совместно с Государственной Думой законопроект доработан ко второму чтению.

Только законодательное урегулирование данной ситуации позволит решить проблему, затрагивающую судьбы и интересы тысяч бывших граждан СССР с неурегулированным правовым статусом.

Вообще же надо не просто помогать людям, но и не создавать для них проблемы. В своей работе мы руководствуемся более чем 800 правовыми актами, которые пошагово описывают ту или иную процедуру. Опытные сотрудники зачастую находят юридически выверенное решение, дающее возможность выйти гражданину из сложной ситуации. Но, как видно, предстоит еще немалая нормотворческая деятельность, чтобы такие ситуации возникали как можно реже.

ключевой вопрос

На ваш взгляд, ФМС больше правоохранительный орган или все-таки экономический?

Константин Ромодановский: Конечно экономический. Это отражено и в новой Концепции миграционной политики, которая предполагает целый ряд нововведений для увеличения трудовых ресурсов. Так, будут расширены возможности для желающих принять гражданство России. Для этого планируется провести модернизацию институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство. Станет возможным по балльной системе, где количество набранных баллов зависит от уровня образования, востребованности профессии, степени владения русским языком и так далее, получать вид на жительство. Большое внимание уделено образовательной миграции. Ну и, разумеется, противодействие незаконной миграции, важнейшим фактором в эффективной борьбе с которой станет развитие информационных технологий.

Миграция Демография МВД