Лев Гончаров, чемпион Европы по атлетическому многоборью
- Как физиолог и активный сторонник здорового образа жизни, я поддерживаю запрет на рекламу алкоголя, о чем "РГ" пишет на 1 и 3-й полосах. Хотя я бы не стал одобрять запрет на его продажу. Пускай он в принципе будет доступен, но рекламировать его нет никакой необходимости. Всем известно понятие условного рефлекса. То есть когда тот или иной сигнал влечет определенную реакцию, побуждение. Поэтому появление образа, сопряженного со спиртным напитком, может вызвать желание его употреблять. Алкоголь является возбудителем центральной нервной системы, который приводит к ее истощению, если он употребляется массово и в немедицинских, неразумных дозах. На данный момент я не могу сказать, что подавляющее большинство граждан России контролирует свои устойчивые рефлексы, и поэтому не будет увеличивать объем употребления алкоголя с возрастанием количества рекламы.
Если же люди начнут выпивать меньше, то вполне естественно, что они станут находить занятия, более присущие трезвому образу жизни, к которым, безусловно, относится физкультура. И это очень актуально для нашей страны. Я каждый день прихожу во двор на спортивную площадку, где стоят турники и брусья. Занимаются физкультурой на ней человека два-три. А человек двадцать сидят вокруг, курят, пьют и наблюдают за теми, кто тренируется. Когда-то по телевидению каждые пятнадцать минут рекламировалось пиво. Если с такой же периодичностью начать рекламировать тренировки на турниках во дворе, то людей, которые будут на них заниматься, станет больше, чем тех, кто пьет и на них смотрит. Мне кажется, что реклама сильно влияет на сознание.
Вместе с тем мы живем в свободной стране, и каждый сам решает, как проводить свое время. Если человек посвящает его спорту, значит, это приносит ему радость. Если он уделяет время алкоголю, значит, это так же доставляет ему положительные эмоции. Несколько моих друзей признавались мне, что если бы они не тренировались, то просто бы сидели и пили. И чем больше они тренируются, тем меньше употребляют спиртного. Это значит, что, проводя время в спортзале, люди испытывают большую радость, чем проводя его с бутылкой в руке.
Что же касается экономических последствий, то в случае принятия эффективных антиалкогольных мер количество денег, поступающих в бюджет от продажи спиртосодержащих напитков, будет уменьшаться. Но граждане, которые станут меньше их употреблять, начнут задумываться над тем, как им жить дальше. В результате они станут больше работать и лучше зарабатывать. И бюджет начнет пополняться уже за счет налогов, которые возникнут благодаря возросшим заработкам и производительности труда. Так что здоровый человек принесет государству больше денег, чем пьяница.