Сергей Сергеевич, какие отрасли региональной экономики, судя по динамике налоговых поступлений, развиваются сегодня наиболее активно? Растет ли благосостояние жителей?
Сергей Дуканов: Для начала отмечу, что у Воронежской области одни из самых высоких в ЦФО темпов роста налоговых поступлений. Это говорит о динамичном развитии. В 2011 году регион "дал" консолидированному бюджету РФ почти на 20 процентов больше средств, чем в 2010-м. А нынешняя декларационная кампания физических лиц показала, что доходы граждан выросли на 11 процентов, с учетом того, что в прошлом году гражданами были заявлены к возмещению рекордно высокие социально-имущественные вычеты - пять миллиардов рублей, населению возмещается налог в сумме более 600 миллионов. То есть в 2011 году люди потратили не менее пяти миллиардов рублей на приобретение жилья. На мой взгляд, это самый значимый показатель социально-экономического положения региона.
Сама структура налоговой корзины не изменилась. Три четверти всех бюджетных поступлений в регионе дают обрабатывающая промышленность, оптово-розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, транспорт и связь. С точки зрения оборота можно добавить к основным отраслям строительство, сельское хозяйство, гостиничный и ресторанный бизнес. Но их удельный вес в общем объеме поступлений пока невелик.
Воронежский губернатор Алексей Гордеев как-то заявил, что приоритетами для региона являются информационно-коммуникационные технологии и животноводство - "компьютеры и коровы". Можно ли сказать, что предприятия этих отраслей действительно наращивают обороты?
Сергей Дуканов: Образное выражение губернатора имеет под собой основания. Стратегия развития региона предусматривает использование географических и природно-климатических преимуществ Воронежской области и ее научно-технического потенциала. Темпы роста в научно-производственной сфере в минувшем году были самыми высокими. Налоговая база только по прибыли увеличилась за этот период более чем в полтора раза. Разумеется, происходит и увеличение налоговых отчислений в бюджеты.
Что же касается "коров" - животноводства, - то тут налоговые поступления пока не имеют тенденции к увеличению. Впрочем, это укладывается в общероссийскую тенденцию. Например, в 2010 году абсолютная сумма поступлений от предприятий АПК Воронежской области в бюджетную систему РФ составила… 2,6 миллиона рублей. В 2011-м - минус 14,5 миллиона, в первом полугодии 2012-го - минус 405: возмещение НДС производится в объеме, превышающем объем уплаченных аграриями налогов. В регионе налоговый эффект от сельского хозяйства положительный, но доля отрасли в структуре поступлений стабильно составляет 0,6 процента.
Однако по росту возмещения НДС видно, что в АПК инвестируются гигантские средства. В том числе - на строительство ферм, откормочных комплексов, приобретение техники, закупку племенного скота. С приростом основных средств производства увеличиваются и темпы роста налога на имущество. Не все проекты пока запущены, но в текущем и следующем году налоговая "отдача" от животноводства должна значительно усилиться. Возможно, увеличится и удельный вес отрасли в общем объеме поступлений - тогда мы и сможем констатировать налоговую эффективность вложения средств. Добавлю, что база по налогу на прибыль в животноводстве растет быстрее, чем в целом по экономике области: за год она увеличилась не в полтора раза, а вдвое. Пока, правда, для сельхозпроизводителей действует нулевая ставка этого налога.
Как вы относитесь к ситуации, когда инвестор, ведущий деятельность на территории Воронежской области, зарегистрирован в другом регионе?
Сергей Дуканов: Нормально отношусь. В прессе часто звучат фразы: "Поскольку юрлицо в регионе не зарегистрировано, налоговые поступления идут мимо нашего бюджета". Это в корне неверно. Место регистрации юрлица - личное дело бизнесмена, на налоговые поступления это не влияет. Проблема в другом: в не учтенных на территории области активах - имуществе, транспорте, недвижимости - и структурных подразделениях компаний. Но этим может грешить и воронежский бизнес, лишая область поступлений от налогов на землю, имущество, прибыль и доходы физлиц.
Наша стратегическая задача - поставить на учет все значимые предприятия на территории области. Например, при строительстве и реконструкции трассы М-4 "Дон" не задействовано практически ни одного воронежского подрядчика. Мы поставили на учет тех, кто там работает, и теперь в бюджетную систему области дополнительно поступает свыше 200 миллионов рублей в год. На Нововоронежской АЭС-2 для решения проблемы потребовалось вмешательство губернатора. Цена вопроса - тоже сотни миллионов рублей ежегодно. Цементный завод в Подгоренском районе дал дополнительно десятки миллионов - на учет поставлены все иногородние подрядчики. Такую же работу провели в Масловской промышленной зоне: если ее резиденты были зарегистрированы, то иногородние строительные фирмы не уплачивали даже налог на доходы физических лиц. Постановка на учет подрядных организаций из других регионов, которые реализуют инвестиционные проекты в АПК, строительстве, торгово-развлекательных центрах, позволяет аккумулировать на территории Воронежской области сотни миллионов рублей налогов.
Сегодня много копий ломается в спорах о необходимости разработки медно-никелевых месторождений в Новохоперском районе. Высказываются предложения, что если уж инвестор будет ухудшать экологическую ситуацию в регионе, то давайте по крайней мере возьмем с него побольше денег. Возможно ли увеличить до максимума поступления от этого проекта в региональный бюджет?
Сергей Дуканов: Думаю, что снижение социальной напряженности не следует связывать с будущими налоговыми поступлениями. Это все равно что лечить головную боль бактерицидным лейкопластырем или повышение температуры - покупкой второго градусника. Людей ведь волнует в первую очередь проблема экологической и технологической безопасности. Да, вопрос о том, какая часть налогов "перепадет" региону, резонен. Но он лежит в плоскости межбюджетных отношений. Напомню, что с каждого рубля, поступившего с территории области в виде налогов, в региональной казне остается 80 копеек. Это приличная доля, согласитесь. Мы со своей стороны готовы с максимальной точностью рассчитать по годам потенциальные доходы бюджета от будущего производства. Но для этого нам нужны данные о предполагаемой численности работников, сумме вложений в основные средства и так далее. На данный момент такой информацией мы не располагаем, дать прогноз нас никто не просил.
Недавно Воронежская облдума выступила с законодательной инициативой по поводу ужесточения ответственности работодателей за неуплату НДФЛ - вплоть до уголовного наказания. Как вы оцениваете эту идею?
Сергей Дуканов: Я скептически отношусь к уголовно-правовым методам решения социально-экономических проблем. Тут мы можем далеко зайти. Рассчитывать на какой-то эффект от данного предложения, считаю, бессмысленно. Подобные инициативы во многом дублируют уже существующий инструмент уголовного преследования тех же самых работодателей, которые, чтобы выплатить зарплату в конверте, фактически скрывают доходы и завышают расходы. И потом - это нарушение крайне трудно доказать. Работник дает показания против своего работодателя только после увольнения. До того, поверьте, "конверты" появляются по обоюдному согласию.
Наиболее эффективный способ борьбы с "серыми" зарплатами - работа комиссий по легализации: мы пытаемся объяснить налогоплательщикам неправомерность использования таких схем и предлагаем поэтапный отказ от них. Давайте честно признаемся, что сегодня у работника нет каких-либо серьезных оснований отказаться от соблазна получить больше, но в конверте, чем меньше после уплаты налогов. А все потому, что суммы пенсионного обеспечения, затраты на медицинское страхование у нас не привязаны напрямую к получаемому вознаграждению. Допустим, ваш ежегодный доход составляет 500 миллионов рублей. С этой суммы вы уплачиваете НДФЛ в размере около 65 миллионов. И тот, кто всю жизнь получал деньги неофициально, а последние пять лет где-то поработал с "белой" зарплатой, получит практически такой же соцпакет, его пенсия будет ненамного меньше вашей. На Западе и социальное обеспечение, и медицинская страховка, и объем доступных медицинских услуг зависят в первую очередь от личного вклада в бюджеты. В нашей стране пока лишь предпринимаются попытки решать проблему легализации заработной платы с помощью мер стимулирования.
Еще один аспект проблемы связан с предприятиями, привлекающими иностранную рабочую силу. Иностранцам - если, конечно, они не связывают свое отдаленное будущее с Россией - нет смысла претендовать на пенсионное обеспечение в РФ. Поэтому значительная часть из них будет соглашаться на выплату большей зарплаты, но без каких-либо отчислений в бюджет и социальные страховые фонды. На протяжении нескольких лет мы плотно работаем над решением проблемы с областными управлениями Федеральной миграционной службы и занятости населения. Доходит до парадокса: работодатель, который привлек к себе свыше ста иностранных работников и не уплатил ни копейки налога на доходы физических лиц, на следующий год снова пытается получить право привлечь очередную партию гастарбайтеров. Очень часто претендуют на привлечение иностранной рабочей силы компании, которые буквально вчера зарегистрировались, не имеют материально-технических ресурсов и персонала. А просят полторы тысячи иностранцев, с которыми собираются строить Вавилонскую башню. Здесь следует применять административный ресурс. Межведомственная комиссия способна оценить необходимость привлечения иностранной рабочей силы и четко ответить такому работодателю: "Нет".
Вы входите в комиссию по вопросам безубыточной деятельности ФГУПов, ГУПов и ОАО с долей госучастия на территории Воронежской области. Насколько они экономически эффективны?
Сергей Дуканов: Хотя определять перспективы работы унитарных предприятий - не наша задача, мы выступили с инициативой создания комиссии, где рассматриваем их деятельность с точки зрения уплаты налогов. Заслушали более половины государственных предприятий и организаций федерального подчинения: всего их на территории региона 54, при этом каждое четвертое - банкрот. Задавали вопросы о причинах образования задолженности и убыточной деятельности. Значительная часть руководства компаний проявила высокий уровень владения материалом. Убыточность либо наличие задолженности они объяснили не системными, а разовыми ошибками в ведении налоговых и учетных дел. В результате количество убыточных предприятий в этой сфере сократилось в три раза. К концу года, думаю, завершим все процедуры банкротства. Задолженность практически полностью погашена и там, где она носила несистемный характер, думаю, вновь не возникнет.
Недавно был создан прецедент - погашены долги многолетнего банкрота - "Водоканала Воронежа". Как это удалось сделать?
Сергей Дуканов: Когда я в 2006 году, будучи назначенным на должность руководителя УФНС, стал изучать проблемы "Водоканала Воронежа", информация была такая: обычное банкротство кончится тем, что водоканализационное хозяйство растащат на мелкие кусочки, владельцами их станут бизнесмены и представители местной политической элиты того времени. Но мы, в первую очередь благодаря политической воле правительства области, прекратили процедуру банкротства, сразу получив более полумиллиарда рублей в бюджетную систему, и полностью погасили все текущие платежи, которых в период конкурсного производства образовалось тоже немало - около 800 миллионов рублей. Концессионное соглашение с "Росводоканалом" позволило решить задачу по полному погашению всех налоговых долгов. Теперь наша задача заключается в том, чтобы компания, которая позиционирует себя как высокоэффективная, платила по меньшей мере столько же налогов, сколько бюджет получал от "Водоканала" в последние два года.
Будучи гостем "РГ" полтора года назад, вы говорили о психологии богатых людей региона. Приводили пример по поводу машин класса люкс, зарегистрированных на граждан, которые, судя по декларациям, не могли заработать на такую покупку. Что-то меняется?
Сергей Дуканов: Ситуация становится более прозрачной, в том числе с точки зрения налоговых платежей. Появляется категория состоятельных людей, которые "показывают" доходы, соизмеримые с расходами. В последние года два мы видим, что случаи, когда человек, имея шикарную недвижимость или эксклюзивный автомобиль, декларирует копеечный доход, постепенно переходят в разряд курьезов. Надеюсь, что скоро такие "налоговые неандертальцы" либо эволюционируют, либо вымрут как вид. Культура налогоплательщиков растет. Действительность уже не позволяет пользоваться старыми схемами минимизации налогообложения. Например, коммерческие банки требуют от клиентов подтверждения того, что деньги получены ими легально. К слову, во всех развитых странах легальность эта определяется тем, прошли ли доходы налогообложение. По мере присоединения России к ВТО, я думаю, наши "неандертальцы" окажутся просто неконкурентоспособными - не смогут найти применение своим "мешкам" с деньгами.
Конечно, перспектива не краткосрочная - но, поверьте, к 2020-му году каждый владелец дорогого автомобиля будет иметь задекларированный доход, как минимум в десятки раз превосходящий стоимость машины. Сегодня пока можно говорить лишь о хорошей эволюционной тенденции.