24.07.2012 00:40
Власть

Путин рассчитывает на докризисный уровень товарооборота с Италией

Владимир Путин обсудил с Марио Монти отношения с Европой и сирийский кризис
Текст:  Кира Латухина (Сочи)
Российская газета - Столичный выпуск: №167 (5840)
Вчера в Сочи по приглашению Владимира Путина приехал премьер-министр Италии Марио Монти.
Читать на сайте RG.RU

Лидеры уже виделись на саммите G20, но смогли побеседовать лишь недолго. В "Бочаровом ручье" у Путина и Монти было гораздо больше времени, и итальянец остался доволен: назвал отношения двух стран "по-настоящему превосходными" и признался, что с российским президентом ему было "легко и интересно". Следующие переговоры на высшем уровне пройдут в Риме - в октябре там запланированы межгосударственные консультации.

Разговор президент и премьер начали с экономики. Времена сейчас непростые, в Европе это особенно чувствуется, но на связях Москвы и Рима эти сложности не сказываются. Наоборот, в прошлом году товарооборот вырос более чем на 25 процентов и составил почти 46 миллиардов долларов.

"До докризисного уровня нас еще отделяет небольшая сумма в объеме 7 миллиардов", - заметил Владимир Путин. Но такими темпами можно не просто его достигнуть, но и превзойти.

Отношения между Италией и Россией в сфере экономики всегда были инноваторскими, подчеркнул президент РФ. Италия - одна из стран, у которой наибольшее количество соглашений с российскими регионами, 17 из них подключились к итальянской модели промышленных округов. "У нас много совместных проектов. Несмотря на турбулентный характер сегодняшней мировой экономики, ни один из проектов не умер, наоборот, развивается", - констатировал Путин.

Госкорпорация "Ростехнологии" и итальянская компания "ЭНЕЛ" изучают вопрос о совместном производстве интеллектуальных электросчетчиков. В стадии производства и работа по созданию среднемагистрального самолета "Суперджет 100". Портфель заказов - 170 машин. В Московской области построено предприятие по сбору итальянских вертолетов - первые из них будут собраны в ноябре, а в Калужской области в следующем году будет введен в строй завод по производству лекарств.

Но наиболее активно развивается взаимодействие в области ТЭК. И это не только строительство газопровода "Южный поток", но и ряд других совместных проектов, среди них разработка Самбургского нефтегазоконденсатного месторождения, планы по освоению участков шельфа Баренцева и Черного моря.

Италия - второй после ФРГ среди западноевропейских стран покупатель российского газа. И Путин объяснил журналистам, что будущее "Южного потока" ставить под сомнение нельзя. За трудными временами всегда наступают хорошие, за кризисами следует подъем, сказал он. И в среднесрочной перспективе объем потребляемого природного газа в Европе будет увеличиваться. "В целом нам уже понятно, кто и в каких объемах будет покупать этот продукт", - заключил президент, добавив, что в проекте заинтересовано большинство европейских стран. Монти оставалось лишь согласиться.

Говоря о двусторонних отношениях, итальянский премьер подчеркнул, что его страна придает огромное значение отношениям с Россией - причем как прежнее руководство, так и нынешнее. Та сложная ситуация, которую переживает Еврозона, говорит о том, что нужно укреплять реальные промышленные и экономические связи, пояснил он. "И с этой точки зрения Россия является отправной точкой", - считает Монти. По его словам, экономики двух стран сильно взаимозависимы, а "важность российско-итальянских отношений настолько велика, что выходит за рамки жизни отдельных итальянских правительств".

На пресс-конференции российского президента спросили, дал ли он какие-нибудь рекомендации Монти по поводу ситуации в Еврозоне и приобрел ли бы сам еврооблигации стран, переживающих кризис.

В ответ Путин напомнил, что Монти - крупный специалист по экономике: "Такой человек в рекомендациях не нуждается". Что до доверия к евро, то Россия держит в этой валюте 40 процентов золотовалютных резервов, пояснил он. Причем часть резервов размещена в правительственных ценных бумагах европейских государств.

Отношения России и ЕС вообще обсуждались вчера довольно подробно. "Рассчитываем, что Италия как наш надежный традиционный партнер будет оказывать содействие в отношении тех проблем, которые остаются нерешенными с ЕС", - сообщил Владимир Путин журналистам. И конкретизировал, что имеет в виду заключение нового базового соглашения с Евросоюзом и безвизовый режим. А Монти добавил, что речь шла и об отношениях по линии НАТО-РФ. Говоря о визах, он заявил, что нужно создать пространство свободного передвижения людей, идей и товаров между Россией и Европой.

Конечно же, говорили и о Сирии. Позиция Кремля известна. "Первое, что нужно сделать, это прекратить насилие с обеих сторон и сесть за стол переговоров", - подчеркнул Владимир Путин. Будущее Сирии должно зависеть не от того, кто победит или проиграет в военном конфликте, его нужно определить на основе компромисса. И договоренность о продлении миссии наблюдателей говорит о том, что на площадке ООН можно найти компромиссы.

"Хочу попробовать сформулировать нашу позицию самым простым языком, - скажу, что мы хотим и чего мы не хотим", - решил объяснить "на пальцах" президент РФ. Москва против кровавого сценария затяжной гражданской войны, как в Афганистане. Москва за то, чтобы наступил мир и все проживающие на территории Сирии договорились между собой и нашли приемлемый способ участия в управлении страной.

Владимир Путин опасается, что если действующее руководство будет отстранено от власти неконституционным путем, оно может поменяться местами с оппозицией, и гражданская война продолжится.

"Порядок действий должен быть следующим, - посоветовал президент РФ. - Прекращение огня и насилия с обеих сторон, переговоры, поиск решения, определение конституционных основ будущего государства, а затем структурные изменения. А не наоборот - наоборот будет хаос".

Марио Монти добавил, что видит озабоченности Москвы, но нужно понимать, что есть риск, что если ООН не примет соответствующую резолюцию, то ситуация может выйти из-под контроля. Переходное правительство было бы хорошим вариантом, но нужна поддержка России, сказал он.

Внешняя политика ВЭД Президент