Гражданка, живущая в Башкортостане, обратилась в высшую судебную инстанцию с жалобой на действия местного пристава-исполнителя и местных судов, которые, на ее взгляд, приняли неправильное решение. Вся эта история началась с судебного иска к республиканскому управлению службы судебных приставов и министерству финансов страны. Женщина была категорически не согласна с тем, что у нее с банковского счета сняли 120 тысяч рублей в счет погашения ее долга перед бывшим мужем. Гражданка уверяла, что эти деньги - алименты на детей. Все местные судебные инстанции в иске женщине отказали с простой логикой - долги надо платить, и пристав не обязан изучать, откуда идут на счета должника средства. Его задача - гасить долги.
Но Верховный суд со своими коллегами категорически не согласился. Он сказал, что должница права - по отношению к ней закон был нарушен.
Долг женщины перед бывшим мужем появился после развода и раздела совместно нажитого имущества. Исполняя решения о взыскании долга, пристав наложил арест на 120 тысяч рублей, которые были на счету гражданки в Сбербанке. Женщина возмутилась, заявив, что на этот счет шли алименты от бывшего мужа на детей. Но Краснокамский районный суд ее претензии отверг. Суд напомнил женщине, что у нее есть долг и его надо гасить, что и делал пристав. Более того, суд фактически обвинил саму гражданку в том, что она "скрыла информацию" об этом счете. Городской суд с этими выводами согласился. Но Верховный суд признал оба решения неправильными. Да, сказал суд, пристав обязан, в случае если сам должник не погашает долг, принудительно взыскивать суммы, прописанные в решении суда. Это касается имущества, денег и ценных бумаг. Но по Закону "Об исполнительном производстве" есть средства, к которым приставу прикасаться нельзя. Это суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, на пособия граждан, имеющих детей. А еще по закону пристав обязан проверить сам, откуда на счет должника поступают деньги и лишь потом решать, арестовывать ли счет.