- Системы, которая бы связывала рынок труда и рынок образования, нет. Кто должен этим озаботиться: минобразования, минэкономразвития, сам бизнес?
- Я бы сказал, что все. Но в первую очередь - бизнес. Ведь бизнес до последнего занимает позицию нахлебника. До тех пор, пока не вычерпаны все советские ресурсы, советские кадры, бизнес пытается их либо где-то искать, либо перекупать друг у друга на рынке. Происходит сумасшедшая гонка зарплат там, где есть квалифицированные специальности в стране. Разрыв в зарплатах где-то действительно нужен, но для выполнения крупных бизнес-проектов он получается колоссальным. Знаю случаи, когда сварщики у нас зарабатывают больше 200 тысяч рублей в месяц. Конечно, речь идет не о простом сварщике, а о высококвалифицированном.
- Почему дополнительно не открыть профильные ПТУ?
- Крупный бизнес начал проблемой заниматься, хотя это достаточно дорогое удовольствие. Но под силу такие учебные заведения только крупному бизнесу. Средний бизнес сам по себе не может в одиночку выложить, скажем, миллиард рублей на то, чтобы создать колледж, который будет выпускать 70 - 100 нужных специалистов в год.
- Бизнес может организовать стипендии с гарантией получения профессионалов.
- Это не гарантия. Надо заключать долгосрочные контракты, работающие по нормальным юридическим механизмам, которые были бы проверены и понятны. Их нет в экономике. Есть разовые акции, но системы нет. Идеальная модель - это когда создается колледж нового типа, чтобы треть средств шла из федерального бюджета, треть - из регионального и треть - обеспечивал бизнес. Это модель, которую мы сегодня предлагаем.
- Этому процессу посвящена "дорожная карта" по созданию национальной системы компетенции и квалификации?
- Да, в том числе в ее рамках мы обсуждаем пилотный проект в Татарстане, Свердловске, в Перми по созданию региональных систем по подготовке квалифицированных кадров. Принцип работы следующий. Главой рабочей группы во всех группах, которые мы ведем по "дорожным картам", является бизнесмен, то есть мы берем в качестве руководителя рабочей группы не чиновника, а конечного потребителя. Квалифицированные кадры больше всего нужны быстрорастущему российскому бизнесу, который хочет масштабироваться, открывать новые рабочие места, конкурировать в мире на глобальном уровне. Высококвалифицированный бизнесмен определяет, что ему нужно для того, чтобы развивался национально-ориентированный бизнес. Треть участников в этой рабочей группе - представители бизнеса. Две трети - представители власти, чиновники министерств. Сейчас в России сложилась парадоксальная ситуация: за подготовку кадров для экономики в стране не отвечает никто. Задача вузов - не кадры для экономики штамповать, а подготовить компетентного в своей области специалиста. Но прямой ответственности за подготовку кадров для экономики нет. Нет построенной связи с заказчиком. Бизнес вкладывает в год где-то, по моим оценкам, в полтора раза больше, чем государство в такую же подготовку выпускников. Государство тратит 500 млрд рублей на систему высшего образования на все годы обучения, а бизнес - на немедленную подготовку своих кадров больше 500 млрд.
- Вернемся к "дорожной карте".
- Складывается парадоксальная ситуация. У нас есть минобрнауки, которое изучает собственно образование. У нас есть минэкономразвития, которое отвечает за экономику, и, наверное, в том числе за кадры в этой экономике. У нас есть минтруда и соцзащиты, который отвечает скорее за сертификацию рабочих мест. Есть еще куча разных ведомств, которые занимаются профессиональными стандартами. Эта безобразная ситуация резко снижает производительность труда в стране. Мы очень надеемся, что сможем предложить такую модель, которая вышла бы на системные решения. Если мы посмотрим на структуру других стран, то там, как правило, есть системные объединения. Например, интересна английская модель. Это отдельно выделенная структура в правительстве, которая называется Departments of business, innovation and skills. Для них система поддержки бизнеса, система развития инноваций и система навыков для этого бизнеса - одно и то же. Они управляют этим в одной логике.
- Ть есть обучать кадры надо не здесь?
- Обучать кадры надо везде: в России и за рубежом. Модель очень простая. Вы берете перспективных молодых инженеров из вузов и из быстрорастущих компаний среднего бизнеса, собираете из них команду, отправляете на программы переподготовки в лучшие мировые университеты. Заключаете с ними контракт. Через два года возвращаете их сюда и даете места заведующих кафедрами, проректоров вузов, директоров по развитию в быстрорастущих компаниях среднего бизнеса. И они уже здесь вам по лучшим мировым стандартам начинают готовить собственные кадры. Первую порцию вы должны подготовить по лучшим мировым образцам особенно в тех отраслях, где мы за последние 20-30 лет сильно отстали. Или у нас просто не было этих профессий. Бразильцы отправляют 100 тысяч человек на учебу ежегодно.
- Как готовить для новых производств рабочих высокой квалификации?
- Мы предлагаем модель тройного вклада. Если бизнес готов вкладываться, то государство и регионы должны внести столько же денег. Второй вопрос: как поднять престиж этих рабочих профессий? Придумывать велосипед не надо. Существует чемпионат рабочих профессий Work skills. Это такие Олимпийские игры для рабочих по самым разным специальностям: мехатронике, покраске кузовов, ремонту авиационной техники, работе в сервисе и т. д. По таким специальностям в мире готовят в ПТУ. Победителей поздравляют лидеры государств, и на этих же конкурсах происходит обмен стандартами. Например, за два года соревнований собираются специалисты по сварке (это профессионалы, лучшие технические эксперты страны) и смотрят: холодную сварку лучше всего делают, к примеру, в Таиланде, значит, давайте возьмем тайский профессиональный формат и будем готовить по нему. Дальше все колледжи, которые участвуют в этой системе, возвращаются к себе и начинают использовать новые стандарты. Очень простая и понятная модель.