24.07.2012 00:40
Экономика

Российский рынок настольных игр вырос в 8 раз за последние три года

Российский рынок настольных забав ежегодно увеличивается вдвое
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - : №27 (856)
Настольные игры сегодня - это стабильно развивающаяся мировая индустрия с весьма существенным финансовым оборотом. По словам учредителя игровой студии "Игрология" Тимофея Бокарева, в 2011 году мировой рынок настольных игр оценивался примерно в $3,2 млрд, а темпы его роста составляют около 17% ежегодно. Ключевые регионы потребления настольных игр - Германия и США. На их долю приходится около 70% всего мирового рынка. Но в последнее время настольные игры завоевывают российский рынок. По данным компании Hasbro, российский рынок за последние три года вырос в 8 раз и ежегодно продолжает увеличиваться в 1,5-2 раза.
Читать на сайте RG.RU

- В 2011 году отечественный рынок настольных игр составил более $70 млн. Темпы роста составляют около 25% ежегодно, - рассказал Тимофей Бокарев. - Ключевыми драйверами роста в России является рост потребительского спроса на данную продукцию, а также увеличение степени доступности на рынке за счет перевода зарубежных настольных игр, собственных российских разработок, большого количества точек продаж и клубов по всей стране.

Рынок настольных игр состоит из цепочки компаний, связанных между собой. Разработчики придумывают идею игры, издатели делают ее рыночно привлекательной и конкурентоспособной, дистрибьюторы занимаются оптовыми поставками иностранных игр, а магазины, клубы и игротеки их распространяют. Многие компании выполняют сразу несколько функций.

По жанрам игры делятся на детские, семейные, геймерские, быстрые, тематические, для вечеринок и для подарков. Новые компании чаще всего предлагают недорогие тематические игры, которые помимо развлекательной имеют дополнительные функции (например, игры, развивающие воображение, стратегическое мышление, для изучения иностранных языков и пр.).

Помимо магазинов существует множество различных игровых клубов и игротек, которые регулярно, как правило, бесплатно проводят игры и турниры. В декабре 2011 года по инициативе руководителей клубов из 10 городов России для развития клубного движения и популяризации настольных игр в России и странах СНГ была создана Ассоциация клубов настольных игр (АКНИ), которая сегодня включает более 50 клубов. АКНИ организует участие представителей российских клубов в международных турнирах и выставках, а также взаимодействует с уже существующими зарубежными ассоциациями настольных игр.

По мнению Тимофея Бокарева, с точки зрения маркетинга настольные игры - это товар с высокой степенью вовлечения: "Чтобы купить игру, о ней нужно узнать. Но прямая реклама в этой индустрии неэффективна. Покупатели зачастую хотят посмотреть, что внутри коробки, узнать, о чем игра, а за время телерекламы невозможно полноценно рассказать об игре. Это может сделать только продавец при условии, что ему самому игра интересна".

Основные источники информации о настольных играх: сайты, специализированные базы данных, социальные сети, блогосфера и клубы. Президент АКНИ Евгений Масловский убежден, что клуб - лучший источник привлечения покупателей. "Ключевая проблема клубов - привлечение кадров, аниматоров, которые бы работали с посетителями, - отметил он. - Необходима система мотивации постоянных членов клуба как способ их привлечения к работе. В основе системы должны лежать: права и обязанности членов клуба, материальная выгода, уникальная доступность к клубным играм и участию в мероприятиях, удовольствие от процесса и результата работы в клубе".

По словам руководителя компании "Правильные игры" Ивана Туловского, производители и клубы могут сотрудничать на взаимовыгодных условиях. "Производителям необходимо, чтобы клубы распространяли информацию о новинках компании, делали презентации новых игр, проводили турниры, - объясняет он. - В свою очередь производители вместе с АКНИ разработали проект, по которому они будут пополнять коллекции клубов "настолками" от отечественных производителей".

Российский рынок настольных игр за последние три года вырос в 8 раз и ежегодно продолжает увеличиваться в 1,5-2 раза

В качестве основной целевой аудитории настольных игр эксперты выделяют молодых людей в возрасте до 35 лет со средним и высоким доходом. По словам основателя и управляющего сети магазинов настольных игр "Мосигра" Дмитрия Кибкало, настольные игры стоят от 500 до 3500 рублей. Причина высоких цен - дорогостоящая разработка. К примеру, игра "Коронация", созданная по роману Бориса Акунина, обошлась разработчикам в 800 тыс. рублей. Тем не менее на разработку настольной игры требуется в несколько раз меньше денег, чем на создание компьютерной. Рентабельность некоторых проектов доходит до 300-350%. По словам экспертов, даже во время экономического кризиса, когда продажи компьютерных игр упали на $150 млн, спрос на "настолки" продолжал расти.

Между тем большинство игр на российском рынке издают по иностранным лицензиям. Директор по развитию бизнеса компании Hobby world Николай Пегасов уверен, что причина этого в том, что в России мало хороших разработчиков. "Из всех игр, которые издаются, только 15-20% отечественные", - приводит цифры Пегасов. Главная тенденция рынка - зависимость продаж от "играбельности": если в игру интересно играть снова и снова, она будет хорошо продаваться из года в год.

Несмотря на бурное развитие, рынок настольных игр в России ничтожно мал. "Бизнес молодой, он начал активно развиваться около 10 лет назад. Пока не хватает ассортимента по сравнению с американскими и европейскими рынками, которые перенасыщены, - заявляет Николай Пегасов. - Мы усиленно боремся с этой проблемой. Но пока производители неспособны удовлетворить потребности рынка, а значит, нам есть куда расти".

Структура потребления рынка настольных игр, %

Товары и цены