Ее авторы считают, что такими методами можно за год спасти жизни шести тысяч пешеходов. Представил программу "Союз пешеходов". В ней несколько пунктов. Выглядят они как решение задачи в школьном учебнике: задание - решение - ответ. Вот только с ответами туговато.
Ситуации на дорогах напоминают сводки военных действий. Ежегодно треть всех дорожных происшествий составляют наезды на пешеходов. Каждый четвертый наезд происходит на пешеходном переходе, и этот показатель постоянно растет. Подавляющее большинство - 95,5 процента таких происшествий зарегистрировано в городах и населенных пунктах. Число погибших в них увеличилось на 10,9 процента, или на 115 человек.
По словам председателя "Союза пешеходов" Владимира Соколова, в предлагаемой программе всего пять пунктов. Но даже выполнение трех из них позволит спасти шесть тысяч жизней среди пешеходов.
По официальной статистике, 70 процентов наездов на пешеходов происходит ночью. В это время суток, как известно, все кошки серы. Что уж говорить о людях, которые вообще предпочитают одеваться в темную одежду. Значит, нужно убеждать носить так называемые "фликеры", то есть отражатели. Но в правилах эта норма носит рекомендательный характер. А у нас, как известно, не все обязательное исполняется, что уж говорить о рекомендательном.
И, тем не менее, необходимо сделать эту норму обязательной. Мы не устроим таким образом революции. Не мы первые. У всех пешеходов должны быть светоотражательные элементы на одежде в Финляндии, прибалтийских странах и даже в Белоруссии. За отсутствие такого элемента там предусмотрен довольно крупный штраф.
Надо сказать, что сейчас уже разработан проект поправок в правила дорожного движения, где требование к фликерам становится обязательным. Только не совсем понятно, почему в новой редакции правил отдается предпочтение так называемым "браслетам"? Почему не брелокам или значкам?
Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, который председательствовал на "круглом столе" в Госдуме, где обсуждалась эта программа, предложил обязать производителей верхней одежды предусматривать в продукции некие светоотражающие вставки. Если заставить человека надеть на себя светоотражающий значок или браслет довольно трудно, то заставить производителя выпускать одежду с такими элементами проблем не составит.
Второй пункт программы обусловлен тем, что почти 25 процентов из всех наездов происходят на пешеходных переходах. Тут проблема встает во весь свой немалый рост. У нас до сих пор есть нерегулируемые переходы даже на дорогах, где четыре полосы и более. Шансы перейти такую улицу живым и здоровым сводятся к нулю. Один водитель пропустил пешехода, а следующий в соседнем ряду просто его не увидел из-за остановившегося автомобиля. То есть необходимо избавляться от таких пешеходных ловушек.
По словам Лысакова, возможно, требуется наносить перед пешеходными переходами виброшумовые полосы. Даже лежачие полицейские не спасают от невнимательных водителей. Единственный результат, что водитель подвеску повредит, но автомобиль как шел на высокой скорости, так и проскочит дальше. На виброшумовой полосе любой водитель поневоле нажмет на педаль тормоза. При этом и машине вреда она не принесет.
Еще одна проблема. После того как была ужесточена ответственность водителей за то, что они не пропустили человека на "зебре", пешеходы стали переходить дорогу, как Бог на душу положит. Элементарное чувство самосохранения стало почему-то отказывать. Конечно, водители должны уступать дорогу на этих белых полосках асфальта. Но у машины есть довольно тяжелый вес, инерция присутствует, она не может встать как вкопанная, как только кто-то наступил на "зебру". А пешеход может. Но почему-то не дорожит своей жизнью. Никто ведь не отменял требования, что перед тем, как начать переходить дорогу, надо посмотреть сначала налево и убедиться в безопасности.
Однако глава "Союза пешехода" настаивает, что необходимо еще более повысить ответственность водителя за непропуск пешехода на зебре. Но может, стоит рассмотреть соответствующее повышение ответственности пешехода за нарушение правил дорожного движения?
Водитель виноват в наезде на пешехода на зебре в 90 процентах случаев только по той причине, что управлял транспортным средством повышенной опасности и должен был уступить дорогу. 10 процентов - когда водителям удалось доказать, что у них не было технической возможности для предотвращения наезда.
И отсюда возникает третий пункт программы. Ежегодно 10 процентов всех наездов - это ситуации, когда люди неожиданно выскакивают на проезжую часть из-за припаркованных машин, сооружений или деревьев. И здесь никакие меры, кроме пропаганды соблюдения правил дорожного движения, придумать нельзя. Но вся социальная реклама у нас ориентирована только на водителя. Может, часть ее стоит адресовать пешеходам. Почему-то большей части участников дорожного движения до сих пор не напоминают о том, что, переходя дорогу, они в первую очередь сами должны позаботиться о собственной безопасности.
Подводя итоги этого мероприятия, заместитель начальника управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России Владимир Шевченко сообщил, что тема, поднятая на обсуждении, сейчас очень актуальна. Но, к сожалению, маловато конкретных предложений по исправлению ситуации, помимо обязательного ношения фликеров. Тем не менее Главное управление ОБДД готово выслушать и рассмотреть любые предложения, которые могли бы помочь переломить ситуацию.
Досье "рг"
Примечательно, что за пять месяцев этого года улучшения ситуации не происходит. Аварийность растет по всем параметрам. На дорогах России произошло более 66 тысяч аварий, что на 8 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. В них погибло более 8,2 тысячи человек, что на 4,1 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Количество аварий с пешеходами, правда, сократилось на 3,4 процента и составило 9948 ДТП. Однако количество погибших пешеходов в этих происшествиях выросло на 0,3 процента и составило 1505 человек.