В работе экспертной комиссии, чьи выводы озвучены на недавней расширенной коллегии минздрава, участвовали 69 экспертов, в том числе три приглашенных специалиста из других регионов России. Более всего экспертов насторожило сокращение числа коек в стационарах (более чем на 2000), сети медицинских организаций (на 26 учреждений), а также ликвидация 90 фельдшерско-акушерских пунктов.
Также в крае сейчас 42 объекта незавершенного строительства, в которых предполагалось открыть учреждения здравоохранения районного масштаба. Только на их достройку из бюджета необходимо потратить не менее полутора миллиардов рублей. Причем, за время простоя этих долгостроев даже строительные нормы и правила успели измениться, поэтому начать реанимацию будущих больниц и поликлиник придется с корректировки проектно-сметной документации.
Придется решать вопрос с кадрами: сейчас учреждения здравоохранения укомплектованы ими лишь 61 процент.
- Должен быть специализированный набор специалистов в медицинскую академию, - считает Виктор Басаргин. - По заказу края будут обучаться необходимые специалисты с перспективой их дальнейшего закрепления в медицинских учреждениях. При этом особое внимание будет уделено селу.
Минздрав Пермского края выработает механизм направления получивших высшее образование врачей на работу, которые по контракту должны будут проработать в учреждениях здравоохранения не менее пяти лет. В случае нарушения условий контракта молодые медики должны будут вернуть в бюджет потраченные на их обучение средства. Кстати, такой механизм уже действует в рамках федеральной программы привлечения молодых врачей на село, который работает и в Прикамье.
Для закрепления молодых кадров на селе планируется строительство жилья, в том числе предоставление домов по программе социальной ипотеки, а также создание необходимой социальной инфраструктуры.
Будет подвергнут ревизии и осуществляемый с 2008 года так называемый проект фондодержания. Все деньги, положенные пациенту из Фонда обязательного медицинского страхования, передали поликлиникам, а они уже оплачивали счета больниц, если пациент проходил курс лечения в стационаре. Остатки полученных средств направлялись на увеличение зарплаты медработников. И чем меньше людей лечились в стационаре, тем больше денег оставалось на зарплату медработникам. Но эта схема финансирования медицины оказалась порочной, что, кстати, признала и комиссия Минздрава РФ после трагедии в ночном клубе "Хромая лошадь". Ибо все финансовые средства, которые ФОМС перечислял за оказание медицинской помощи, начали аккумулироваться в поликлиниках. А те в погоне за длинным рублем стремились удержать больных даже в тех случаях, когда им была показана срочная госпитализация.
- Мы планируем вычленить те виды стационарной помощи, по которым были случаи поздней госпитализации по вине поликлиник, - поясняет и.о. министра здравоохранения Пермского края Анастасия Крутень. - Сейчас муниципалитеты должны представить перечень профилей фондодержания, которые должны быть исключены из проекта. Уже решено исключить акушерство и гинекологию.
Самое главное, уточняет социальный вице-премьер правительства края Надежда Кочурова, у поликлиник не должно быть материального стимула экономить на стационаре. Стимулирующие надбавки врачи должны получить лишь за интенсивность и качество работы, а не за счет сэкономленных на лечении пациентов средств.
К фактическому вымыванию средств из государственной медицины привела и программа добровольного медицинского страхования. Напомним, бюджет софинансировал приобретение полисов ДМС сначала для бюджетников, а потом и для работников промышленных предприятий. К весне 2012 года такие полисы стоимостью 3000 рублей получили более 30 тысяч человек. Но, по мнению Виктора Басаргина, благодаря проекту работала машина по откачке денег в страховую медицину, а больные фактически принудительно привязывались к конкретным частным клиникам. Сейчас вместе со страховыми компаниями минздрав продумает новую схему совместной работы.
Не оправдала себя и внедряемая в здравоохранении система аутсорсинга непрофильных услуг.
- Комиссия сделала заключение о том, что аутсорсинг не позволил достичь ожидаемого эффекта, - заявил Виктор Басаргин. - Планировалось добиться экономии ресурсов и повышения качества услуг, но ни одна из этих целей не достигнута.
Что же касается разделения стационаров и амбулаторных медучреждений, то структурные решения тоже будут подвергнуты ревизии. Скорее всего, в небольших муниципальных образованиях будет принято решение об объединений больниц и поликлиник, как и было ранее. Но окончательное решение - за муниципалитетами, как в истории с аутсорсингом.
Сейчас по итогам работы экспертной группы минздрав должен принять важные оперативные решения. Бюджет отрасли здравоохранения будет скорректирован в сторону увеличения. Увеличатся на 10-20 процентов расходы и на заработную плату медиков, и на материально-техническую базу. Но главным образом необходимо более рационально расходовать имеющиеся средства - около 33 миллиардов рублей в год, что составляет практически треть краевого бюджета.
- Финансовые ресурсы края ограничены, и сейчас очень сложно определить приоритеты. В любом случае в наших медицинских учреждениях не должно быть рентген-аппаратов 1960-х годов выпуска, и люди должны лечиться в нормальных условиях, - резюмировал Басаргин. - Сейчас состояние медицины в регионе таково, что я не хотел бы болеть в Пермском крае.
Конкретная программа лечения здравоохранения должна быть готова к сентябрю, а в октябре планируется внести изменения в бюджет-2012, и в проекты бюджета-2013/2014.