По их мнению, большинство субъектов РФ находится в изначально неравных условиях. Для того чтобы оценить результаты конкуренции регионов, проанализировать причины их успехов или неудач и выявить лучший опыт, необходимо определить круг территорий со схожими характеристиками.
Как сегодня сравнивают между собой регионы? В основном - в рамках федерального округа. На примере УрФО видно, что в одну выборку попадают и промышленная Свердловская, и аграрная Курганская области, и нефтегазовая Югра. В итоге почти по всем показателям лидирует богатый северный регион, а остальные числятся в аутсайдерах. Например, в 2011 году инвестиции в основной капитал в Курганской области составили 2,7 млрд рублей, а в Тюменской - на порядок больше - 12 млрд. Результаты такого сравнения некорректны, считает Глеб Жога, автор исследования. А вот если сравнивать себя не с богатыми соседями, а с ровней по ряду характеристик, то все встает на свои места.
Знание, кого именно считать конкурентами, необходимо региональным властям для того, чтобы компетентно выстраивать программы повышения конкурентоспособности. Ведь сегодня, по оценкам чиновников, эти программы желаемого эффекта не приносят. Чтобы, образно говоря, не вступать в грандиозную борьбу с дочкой американского миллиардера Вандербильда, российским регионам надо реально оценивать своих конкурентов из некоего "шорт-листа".
Осталось определить, что это за характеристики. Уральцы предлагают оценивать 45 показателей, объединенных в пять групп критериев: объемный, удельный, структурный, бюджетный и социальный, а затем выводить конечный интегральный показатель. В тройку максимально сходных со Свердловской областью регионов попали Челябинская, Новосибирская области и Пермский край. "Внешними ориентирами" были названы Московская область и Татарстан. Именно этим регионам придется в ближайшем времени конкурировать между собой за мобильные ресурсы. Аналитики считают, что в первую очередь это будут кадры. По прогнозам, к 2020 году работоспособное население в Свердловской области сократится на десять процентов. Причиной тому - демографическая яма 1990-х. По мнению директора ВШЭМ УрФУ Сергея Кадочникова, уже через несколько лет регионы начнут по-настоящему биться за трудовые ресурсы, а люди будут ехать туда, где им предложат лучшие условия жизни. Поэтому проблему надо решать срочно.
- Я считаю, в регионах надо отслеживать, куда от них уезжают люди трудоспособного возраста, - считает заведующий сектором региональной конкурентоспособности Института экономики УрО РАН Сергей Важенин. - И на основе этой информации делать выводы, в каком направлении работать: повышать престиж работодателей, улучшать экологию, решать социальные задачи.
Еще одно поле для конкуренции - частные и государственные инвестиции. Так, Свердловская область с явной промышленной ориентированностью экономики и сформировавшимся комплексом "третьей столицы" при сравнении оказалась в хвосте списка похожих регионов.
- Это жутко недоинвестированный регион, мы находимся где-то в середине рейтинга после Красноярского края и Татарстана, - говорит Глеб Жога. - Одна из причин - значительное отставание по инфраструктуре привлечения инвестиций.
Между тем эксперты предлагают оперировать не устаревшим, на их взгляд, термином "конкурентоспособность регионов", а более актуальным понятием "конкурентный иммунитет".
- Сейчас мы говорим о высокой конкурентоспособности нефтедобывающих регионов, например ХМАО и ЯНАО. Но она основана только на ресурсах. Представим абстрактную ситуацию, когда ценность углеводородов снизилась, скажем, из-за того, что появился новый источник энергии либо упал спрос на энергоресурсы по каким-то другим причинам. Что будет с экономикой этих регионов? Крах. Это свидетельствует о том, что данные территории, имея на сегодняшний день высокую конкурентоспособность, не имеют иммунитета, - считает Ирина Важенина, ведущий научный сотрудник Института экономики УрО РАН.
Конкурентный иммунитет, по ее мнению, свидетельствует о способности территории участвовать в конкурентной борьбе, нивелировать потенциальные угрозы и выходить из экстремальных ситуаций с минимальными потерями. Поэтому основными инструментами укрепления этого иммунитета должна стать активная инвестиционная, инновационная политика и прогрессивное региональное законодательство.