24.07.2012 00:41
Экономика

Бизнес поможет обновить автопарк "Скорой помощи" в регионах

Регионы привлекают к решению проблем здравоохранения бизнес
Текст:  Татьяна Батенёва
Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть: №27 (856)
Недавний конкурс на предоставление транспортных услуг одной из подстанций "Скорой помощи" в Уфе выиграла частная компания из Перми. Как такое может случиться, спросят многие. Может, если частный бизнес предоставляет услуги дешевле и качественней, а власть умеет считать государственные деньги.
Читать на сайте RG.RU

От четкой и бесперебойной работы "Скорой помощи" нередко зависит чья-то жизнь. Но кому из нас не приходилось подолгу ждать приезда автомобиля с красными крестами, нервно считая минуты? И не всегда виной тому дорожные пробки, часто подводят и сами автомобили, и организация работы. Большие нагрузки и плохие дороги быстро изнашивают технику, она требует частого ремонта, а у бюджетных организаций, которыми являются станции "Скорой помощи", на это ресурсов попросту не хватает, как и на покупку новых автомобилей. Плохо и с водительским персоналом - заработки небольшие, нагрузки, напротив, значительные - штат водителей почти везде не укомплектован. А крайним оказывается человек, которому требуется экстренная помощь.

В Перми пять лет назад ситуация была такая же, как во всей стране. Обслуживало подстанции муниципальное предприятие "Санавтотранспорт" - то выйдет на линию неисправный автомобиль и по дороге сломается, то нужного количества машин нет, то приходится везти пациента на раздолбанной ржавой таратайке... Власти города решили изменить ситуацию кардинально - вывести несвойственные медицинскому учреждению функции на аутсорсинг.

- Начальник управления здравоохранением города поручил мне выяснить, интересно ли будет бизнесу поучаствовать в этом, - вспоминает основатель автопредприятия "Феникс-менеджмент" Евгений Фридман, руководитель регионального "Союза перевозчиков". - Мы занимались тогда только пассажирскими перевозками. Но я - врач по образованию, мне заботы медиков близки и понятны. Вместе с руководством городской станции "Скорой помощи" подумали, посчитали, разработали методики ценообразования на услугу по трем категориям автомобилей. Было решено отработать технологию в пилотном проекте для начала на двух подстанциях.

- Основным условием заключения контракта с частной компанией было бесперебойное круглосуточное предоставление санитарных автомобилей, соответствующих стандартам, - рассказывает главный врач городской станции "Скорой помощи" Евгений Камкин. - В случае схода автомобиля с линии из-за поломки, аварии или по другим причинам, подрядчик в течение часа должен предоставить эквивалентный автомобиль. Кроме этого, он обеспечивает ежедневный контроль за техническим состоянием автомобилей перед выездом на линию, их техническое обслуживание и ремонт, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей.

Несмотря на то, что первый договор был заключен на год, а окупиться мог лишь в течение трех лет, компания на свои средства закупила 25 автомобилей, инвестировав в проект около 30 млн руб. "Пилот" оказался успешным, и в 2010 году на аутсорсинг передали еще три подстанции "Скорой помощи", что позволило на внебюджетные средства закупить еще 14 автомобилей.

Любые отклонения от условий контракта наказывались штрафными санкциями, что, конечно, дисциплинировало подрядчика. Поначалу водители, прежде работавшие в муниципальной системе, не воспринимали жесткие требования, которые в свою очередь предъявлял им бизнес, - экономия бензина, четкий график, невозможность съездить "по личным делам", порой возникали конфликты. Теперь уже все привыкли. На первом этапе у автотранспортных компаний, взявшихся за новое дело, возникали и другие трудности - задержки зарплаты, нехватка средств, но и с ними справились.

С 2012 года договоры заключаются уже на два года, автотранспортные услуги службе "Скорой помощи" оказывает одно муниципальное предприятие и четыре частных компании. Всего на 9 подстанциях работает 95 санитарных автомобиля, соответствующих стандарту, из них 56 - не старше 2011 года выпуска. Время ожидания "Скорой" сократилось на 10%, зарплата водителей выросла с 8-9 тыс. рублей до 15-16, что позволило полностью укомплектовать штат - сейчас на каждую бригаду приходится четыре водителя, как положено по нормативам.

- Общий эффект от экономии бюджетных средств на обновление автопарка за эти годы составил 70 млн руб., - подводит итог Евгений Камкин. - Кроме этого, происходит экономия средств учреждения в результате конкуренции автотранспортных организаций за право предоставлять свои услуги, а также за счет штрафных санкций за несвоевременное предоставление транспорта. Она составляет в среднем около 5 млн руб. за год.

Руководство городской станции "Скорой помощи" оценивает и другие плюсы: за счет обновления автопарка уменьшилось количество "сходов" автомобилей с линии по причине ремонта, значит, большее количество бригад участвует в оказании скорой помощи. Обновление автопарка произошло без масштабного финансового вложения регионального и муниципального бюджетов. Повысилась прозрачность использования транспорта, управляет им квалифицированный персонал. Ушла необходимость инвестировать в собственную ремонтную базу. Наконец, руководство лечебных учреждений освободилось от такой совершенно немедицинской проблемы, как административная и уголовная ответственность за нарушение правил содержания и эксплуатации автотранспорта.

- Наше сотрудничество оказалось выгодно обеим сторонам, - продолжает Евгений Фридман. - Мы целиком сконцентрировались на этих услугах, за счет стабильного государственного финансирования повысились наши экономические результаты. Создали резервный парк, со следующего года начнем плановую замену автомобилей, которые приобрели вначале проекта. Пошли и дальше - ремонтные услуги также вывели на аутсорсинг, для чего подобрали надежное авторемонтное предприятие.

Теперь опыт соседей будут внедрять в Уфе. Приезжали знакомиться с ним и главные врачи станций "Скорой помощи" из других городов Уральского и Приволжского федеральных округов.

- Переход на аутсорсинг позволяет не только экономить бюджетные средства, но и повысить качество услуг, - подчеркивает и.о. министра здравоохранения Пермского края Анастасия Крутень. - Благодаря совместной деятельности бизнеса и муниципалитета с 2008 года парк автомобилей "Скорой помощи" обновился на 90%. Более комфортными и безопасными стали условия транспортировки пациентов и работы медицинских бригад, значительно увеличилась оперативность реагирования на вызовы.

Экономика Здоровье