Сегодня для эффективного исполнения закона создана единая технологическая платформа на базе единственного исполнителя по электронным услугам - компании "Ростелеком". Также создана сеть центров обработки данных, обеспечена техническая связь всех регионов с федеральным центром. Николай Никифоров обратил внимание, что с 1 июля не вступило в силу ничего принципиально нового: миллионы услуг к этому моменту уже были оказаны, и электронный документооборот помог их оптимизировать. В частности, это касается одной из самых сложных процедур - оформления таможенных документов. Как напомнил министр, ранее для того, чтобы сдать документы в таможенную службу, нужно было получить справки более чем в двадцати ведомствах - в том числе в Роспотребнадзоре, Россельхознадзоре, Ространснадзоре, силовых структурах и других. Теперь же эта процедура значительно облегчена.
Еще один пример массово востребованной услуги - это получение субсидии на оплату жилого помещения, что также стало сделать значительно проще. "Есть два сценария. Орган власти или муниципалитет может либо продолжать собирать необходимые справки в бумажном виде, проще говоря, ходить ногами за гражданином, пересылать факсы и так далее, либо перейти на электронное взаимодействие. Очевидно, что для небольшого сельского населенного пункта или услуги, которая не очень популярна, возможно, первый способ оптимальный. Но если мы говорим о массовых услугах, о нескольких миллионах заявителей, когда речь идет о десятках миллионов документов, старый путь просто невозможен. Именно поэтому наиболее популярные услуги должны быть переведены на системы электронного взаимодействия", - сказал Николай Никифоров.
Согласно закону ответ на запрашиваемую услугу должен быть предоставлен в течение пяти дней. В противном случае для ведомства, в которое поступил запрос, предусмотрен штраф, его размер может составить до 30 тысяч рублей. Также вводится такое понятие, как документы личного хранения, полностью перевести которые в электронный формат невозможно. К ним, в частности, относятся трудовая книжка, паспорт, свидетельство о браке, устав юридического лица и другие. Полный перечень личных документов опубликован на сайте госуслуг.
Как рассказал директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Алексей Херсонцев, последние годы ведомство занималось построением нового взаимодействия между органами власти и гражданами. Не в техническом смысле, а в смысле внедрения принципов дружелюбного и открытого взаимодействия власти, граждан и бизнеса. По словам чиновника, это проекты, связанные не только с госуслугами, но и, например, с выстраиванием процесса публичных консультаций, внедрением системы оценки регулирующего воздействия. "Колоссальная работа проведена по 210-ФЗ и закону об открытости органов власти. Безусловно, наша роль состояла в том, чтобы существующие идеи трансформировать в тексты нормативно-правовых актов", - отметил Херсонцев.
Сейчас, по его словам, роль министерства состоит в том, чтобы следить за тем, насколько эти проекты успешны, решаются ли задачи по повышению доступности, качества, открытости. "Мы для себя видим электронное правительство, электронные услуги как некий инструментарий, связанный с достижением более глобальной задачи - созданием бюрократического аппарата, дружелюбного к потребителю, к населению, к бизнесу", - сказал чиновник.
Вице-президент "Ростелекома" по инновационному развитию Алексей Нащекин предложил посмотреть на процесс развития электронных госуслуг шире. По его словам, технологии сегодня развиваются все быстрее и быстрее. "Буквально через 30 лет нас ждет искусственный интеллект, а мы сегодня рассуждаем, нужны ли нам облачные технологии. Планшетов компания Apple продала больше, чем Hewlett Packard персональных компьютеров, аудитория Яндекса превышает аудиторию Первого канала, загранпаспортов в апреле через портал госуслуг получено больше, чем традиционным способом. Мир меняется, технологии ускоряются, и не обращать на это внимания уже невозможно", - заключил Нащекин.