24.07.2012 00:30
Экономика

Правительство готовит план поддержки слабых отраслей

Власть готовит план поддержки слабых отраслей
Текст:  Теймур Абдуллаев
Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть: №27 (856)
Правительство совместно с депутатами Госдумы начали формирование постоянно действующей рабочей группы по адаптации секторов российской экономики к правилам Всемирной торговой организации (ВТО).
Читать на сайте RG.RU

Речь идет о стимулировании таких секторов, как сельское хозяйство, легкая промышленность, автопром, станкостроение. По словам главы минэкономразвития России Андрея Белоусова, рабочая группа прежде всего будет отслеживать реализацию предложений бизнес-ассоциаций по адаптации этих отраслей.

Во избежание досрочных "нокдаунов", для России стратегически важно, чтобы предпринимательское сообщество не пренебрегало оставшимся на адаптацию временем и детально изучило условия и тонкости работы рынков ВТО. Инициировать процесс, в том числе, могли бы эксперты рабочей группы, рассказал "РБГ" вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. И добавил: важно, чтобы предприниматели понимали, где им теперь искать выгоду и как оценивать финансовые риски.

Если говорить в целом о ближайших перспективах торгово-экономической деятельности страны, для усиления положительного влияния вступления России в ВТО необходимо увеличивать потенциал российского несырьевого экспорта. Причем путем снижения барьеров, препятствующих выходу отечественных компаний на зарубежные рынки. А также принятия мер поддержки экспорта, не запрещенных в рамках ВТО, пояснил "РБГ" управляющий партнер компании Ernst&Young по России Александр Ивлев. По его словам, к таким мерам относятся как снижение административной нагрузки на экспортный бизнес, так и инвестиции в экспортную инфраструктуру.

Не менее важны и меры, связанные с улучшением бизнес-климата в стране. "Это позволит не только сделать либерализуемые сферы экономики более привлекательными для прямых иностранных инвестиций, но также смягчить отрицательные последствия вступления в ВТО", - полагает эксперт.

"Несмотря на то что мы считаемся шестой экономикой в мире по паритету покупательной способности и входим в число 12 крупнейших глобальных экспортеров, для нас вступление в ВТО было и остается более сложной задачей, чем для многих других стран", - уверен Петров. С Россией вели переговоры по тарифным уступкам целых 58 стран. Еще 30 - добивались доступа на внутренний рынок товаров и услуг. "Ни одна страна при вступлении в ВТО не проходила через такое количество процедур и формальностей", - напоминает Петров.

На этом сложности для российской экономики только начинаются. Чтобы со вступлением в ВТО наша торговая политика стала максимально прозрачной и предсказуемой, российские предприниматели должны понимать, какие новые механизмы ответственны за развитие рынка и конкурентоспособность отдельных отраслей. Для этого как минимум каждый отечественный производитель должен ознакомиться хотя бы с новым сводом документов по таможенным тарифам - это 11 тысяч позиций. И узнать, что его ждет в ближайшие 7 лет.

Нужно научиться применять и другие инструменты, например, изменение валютного курса. "Прежде чем купить продукт у импортера, надо купить валюту. И если курс высокий, то импортный товар обойдется дешевле, а если низкий - то дороже. Низкий курс более выгоден экспортерам, а импортеры при этом попадают в трудное положение", - объясняет вице-президент ТПП РФ. Не стоит забывать, что 5 процентных пунктов изменения валютного курса соответствуют 10 процентным пунктам изменения ставки таможенных пошлин. Если сегодня средний уровень импортных пошлин составляет примерно 10 процентов, то по окончании всех переходных периодов он снизится до 7,5. Это не так много. "У нас есть и другие серьезные заботы - те же тарифы на электроэнергию, на газ", - напоминает эксперт.

Экспертам рабочей группы, возможно, придется искать решение и к другим, более узкоотраслевым проблемам бизнеса. Свои предложения правительству предпринимательское сообщество уже сформулировало - это примерно 46 пунктов по сельскому хозяйству. Около 200 - по сектору промышленности. А также ряд инициатив по так называемым системным мерам. Очевидно, что по ряду объективных причин далеко не все из этих просьб смогут быть реализованы на деле, по крайней мере не в ближайшие годы. Скажем, снижение процентных ставок по кредитам для предпринимателей до уровня развитых стран. "Разве в условиях нынешней инфляционной нагрузки такую меру можно реализовать практически? Кто имеет полномочия приказать банкам изменить свои стратегии? Думаю, что ответ очевиден..." - иронизирует Георгий Петров.

Тем не менее, уверен эксперт, крупный российский бизнес в целом без серьезных реформ и "напутствий" способен заявить о себе на рынках ВТО. Однако позитивное или нейтральное влияние присоединения России к ВТО на экономику страны может значительно варьироваться на региональном уровне, объясняет Александр Ивлев. Процесс может сильно отразиться и на муниципальном уровне, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону.

По данным эксперта, оценка влияния на регионы вступления России в ВТО свидетельствует о том, что положительные результаты по некоторым отраслям в целом нельзя однозначно проецировать сразу на все регионы. В некоторых из них рост отрасли сохраняется. В других - ожидается снижение объема производства. "Ключевыми параметрами, определяющими характер эффекта, являются структуры издержек отрасли на уровне региона, а также величина транспортных и торговых затрат", - уточнил Ивлев.

Очевидно, что сегодня вряд ли возможно применить некий универсальный механизм, способный всецело и за короткий период адаптации российской экономики нарастить конкурентоспособность всех проблемных отраслей. Времени нет и на "замазывание" дыр в сфере профессиональной подготовки и переподготовки предпринимателей под международные стандарты ВТО. Остается открытым и вопрос учреждения постоянного зарубежного торгово-политического представительства России в ВТО - отправная точка для лоббирования всех российских инициатив. Кстати, страны СНГ, вступившие в ВТО раньше России (Грузия, Молдавия, Армения, Киргизия, Украина), свои представительства по линии ВТО открыли еще за 3-4 месяца до непосредственного вступления в организацию.

"Через 5-7 лет, после того как завершится переходный период, уровень конкуренции существенно повысится", - напоминает Петров. Также важно успеть подготовить объективный анализ того, что мы приобрели или что потеряли, вступив в организацию. Далее, исходя из этих данных, "продавливать" свои внешнеторговые интересы в рамках работы будущих представительств.

В целом же по стране действует множество игроков с совершенно разными интересами и целями. Есть экспортеры, для них главное - открыть шире двери на внешний рынок. Импортер же будет добиваться максимальной открытости именно внутреннего рынка. Производитель, наоборот, потребует поднять пошлины и пообещает обеспечить все потребности внутреннего рынка. "А потребителю нужно, чтобы был выбор и конкуренция товаров, не было монополистов и чтобы цены не завышались", - пояснил Георгий Петров. И подчеркнул, что нагнетать атмосферу сейчас совсем не время. "В 90-е годы многие наши отрасли также были в трудном положении. Но ВТО в этом не было виновато. Сказалось отсутствие промышленной политики в России", - напомнил Петров.

Макроэкономика ВТО