Этот грузовой корабль изначально не планировали сразу после отстыковки топить в Тихом океане: за тридцать часов его автономного полета специалисты должны были провести тестирование новой системы сближения "Курс-НА", установленной на "Прогрессе". Затем корабль должен был вновь причалить к МКС. В ночь с 23 на 24 июля были запланированы сближение и повторная, экспериментальная стыковка грузовика со станцией. Все шло как надо. Но когда "Прогресс" находился на расстоянии 161 километра от МКС, система неожиданно выдала команду на запрет последующих операций. Сближение было приостановлено.
Сейчас в российском космическом ведомстве разбираются, что случилось. Корабль отвели от станции на безопасное расстояние: средняя высота орбиты грузовика 408,1 км, и его удаленность составляет 484 км. Как подчеркивают специалисты, экипажу МКС ничего не угрожает.
Новая попытка провести тестирование аппаратуры будет предпринята 29 июля. В случае успеха на следующий день "Прогресс" отстыкуют уже окончательно. Но еще три недели он будет в свободном плавании - кораблю придется поучаствовать в нескольких научных экспериментах. И только потом его сведут с орбиты и затопят в Тихом океане.
Надо сказать, что "Прогрессы" считаются одними из самых надежных кораблей. Срывы были крайне редки. Единственная по-настоящему серьезная авария случилась в августе прошлого года, когда корабль не сумел выйти на орбиту и упал на территории Алтая.
Сближение космических аппаратов на орбите и стыковка - одна из самых сложных операций в космонавтике. Система сближения "Курс" работает уже много лет. "Курс-НА" - это ее модифицированная версия, более легкая и точная. Эта система третьего поколения разработана в московском Научно-исследовательском институте точных приборов, построена с использованием современных методов цифровой обработки сигналов и перспективной элементной базы. Новая наружная антенна "Курса-НА" короче, и ее не надо откидывать перед самым касанием корабля со станцией, как это делается на системах "Курс", устанавливаемых сейчас на грузовых "Прогрессах" и пилотируемых "Союзах", - поясняют эксперты.
Можно не сомневаться: новую систему доведут до ума. А после штатных проверок на грузовом корабле, ее предполагается использовать также на "пилотниках" серии "Союз".
Рассматриваются разные версии нынешнего инцидента. Так, по одним данным, причина кроется в сбое работы радиотехнической системы сближения "Курс". Некоторые эксперты не исключают и такой вариант: "Прогресс" не пристыковался не из-за технических проблем, а потому, что разработчики системы сближения хотели перестраховаться. Но даже если и так, то упрекать их вряд ли стоит: испытания на то и испытания, чтобы все проверить, и если возникают какие-то неисправности, устранить их в дальнейшем. Главное требование - безопасность, и в данном случае она была соблюдена полностью.
Сообщается, что неудача со стыковкой "Прогресса" не помешает запланированной на 27 июля стыковке с МКС японского грузового корабля HTV-3. Дальнейшие работы по стыковке российского грузовика со станцией будут продолжены после стыковки "японца".