26.07.2012 08:59
Общество

"РГ" узнала, как научить ребенка правильно говорить

Как помочь малышу освоить речь
Текст:  Олег Корякин
Российская газета - Неделя - Волга-Урал: №170 (5843)
Почему ребенок начинает поздно говорить? Как научить его правильно выговаривать звуки? Что делать, если у малыша проблемы со слухом?
Читать на сайте RG.RU

Об этом и многом другом корреспонденту "РГ" рассказала логопед Фарида Булатова, посвятившая своей профессии тридцать шесть лет.

Как вы пришли в профессию?

Фарида Булатова: Бог привел. Рядом с моим домом находилась школа-интернат для детей с нарушениями слуха. И я с ними с детства общалась, каталась на их катке. А ведь в советское время такие дети воспринимались как-то странно. Считалось, что у нас в стране нет больных, неразвитых. Не принято было об этом говорить. Потом так получилось, что у меня самой какое-то время были проблемы со слухом.

А когда я повзрослела, то решила поступать в Московский государственный педагогический институт имени Ленина на дефектологический факультет. Тогда в СССР было только три вуза, где можно было получить эту специальность: в Москве, Ленинграде и Киеве.

Я окончила институт, и с тех пор в профессии. Много лет учила неслышащих ребят, затем работала в школе для детей с недоразвитием речи. Также мне довелось руководить Республиканской медико-педагогической консультацией.

И по своему опыту могу сказать, что сейчас все больше детей рождается с различными нарушениями, причем не только речи. Конечно, им нужна постоянная помощь, так что, к сожалению, без работы мы не останемся.

А с чем связана такая тенденция?

Фарида Булатова: Прозвучит тривиально, но в первую очередь с плохой экологией. Всемирная организация здравоохранения еще 20 лет назад опубликовала данные, согласно которым из 10 молодых женщин только восемь могут нормально выносить и родить ребенка. А сейчас их стало еще меньше. И в основном это женщины, живущие в больших мегаполисах. Сегодня сплошь и рядом молодые и, казалось бы, здоровые женщины вынуждены лежать на сохранении с начальных сроков. Приходится выстрадать беременность. И все это сказывается на общем здоровье детей, в том числе и на их речи. Большой процент нарушений дает недоношенность. Конечно же, влияет на это и алкоголизация населения.

Во сколько лет ребенок должен заговорить? Есть ли строгая возрастная планка?

Фарида Булатова: Естественно, эта граница у всех разная. И не надо здесь ориентироваться только на речь. Если ребенок понимает окружающих, выполняет то, о чем его просят родители, эмоционально живой и у него нет перепадов настроения, то все в порядке. А заговорить он может и к трем годам.

Но если к этому возрасту ребенок не понимает обращенной к нему речи и может подолгу безучастно сидеть, то тут, конечно, надо бить тревогу. Необходимо проверить слух ребенка и вести его к специалисту.

Мой сын начал говорить "папа" раньше, чем "мама". Этим он, конечно, тешил отцовское самолюбие. А когда наконец стал произносить "мама", то это слово как бы вытеснило предыдущее. Теперь мамой он называет и жену, и меня. Неужели у ребенка в памяти не могут уместиться два этих слова?

Фарида Булатова: Это нормально. Потому что некоторые дети вообще говорят "маба" или "пама". Он слышит, понимает, но его губы еще не настолько ему послушны. Сочетание "ма" легче, чем "па". Не надо на это обижаться. К тому же дети поначалу не очень хорошо различают фонемы, они их часто путают. Ребенку-то кажется, что он говорит одно, а получается другое.

Когда ребенок должен складывать слова в предложения?

Фарида Булатова: К двум годам. Раньше считалось, что к этому возрасту у детей речь только формируется. Сейчас у специалистов другое мнение: сначала ребенок все впитывает как губка, а потом уже выдает. Бывает так, что какая-то ситуация вынуждает его заговорить.

А к какому возрасту он должен научиться выговаривать звуки?

Фарида Булатова: Обычно, говорят логопеды, к пяти годам. Но я считаю, что надо начинать с четырех лет. Особенно если вы чувствуете, что ребенок не может произнести много звуков.

А уж если к пяти годам не сформировалась правильная речь, надо обязательно идти к специалисту. И до шести лет успеть поставить звуки. Иначе ребенок будет не готов к школе. А там возникнут проблемы с письмом и чтением. Есть такие дети, которые не могут писать диктантов, путают звуки: звонкие и глухие, согласные и гласные. Это как раз тот случай, когда недоработали в детстве.

Как могут родители помочь детям в этом сложном деле?

Фарида Булатова: Во-первых, никогда не надо сюсюкать с детьми. Говорите правильно - у них должен быть хороший пример в лице родителей. И даже если ребенок что-то забавно произносит и нас это очень веселит, мы не должны идти у него на поводу и имитировать неправильную речь.

Также очень важно учить маленьких детей работать ручками. Чем лучше ребенок владеет руками, тем лучше он говорит. Ему надо обязательно давать самому обуваться и одеваться. Хорошо бы лет с пяти научить его завязывать шнурки. А маленьких детей учите нанизывать на веревочку сушки или бусы. Очень полезно лепить из пластилина. Но, если вы боитесь, что ребенок испачкается, сделайте ему соленое тесто. И пока лепите, разговаривайте с детьми, обогащайте их представления о жизни.

Как известно, дефекты речи зачастую бывают связаны с короткой уздечкой языка. И специалисты в таком случае рекомендуют ее подрезать. Можно ли обойтись без этой операции?

Фарида Булатова: Если с раннего возраста видно, что уздечка у ребенка короткая, то лучше ее подрезать. Определить это можно легко, на глаз. Когда малыш пытается высунуть язык, эта самая пресловутая уздечка не дает ему это сделать полностью. В результате язык как бы раздваивается и по форме напоминает лепесток. В таком случае младенца лучше прооперировать. В этом возрасте все быстрее заживает и забывается, а главное поможет нормальному развитию речи. Хотя у меня были случаи, когда я ставила звук "р" детям и с короткой уздечкой. Но это возможно, только если ребенок очень сильно хочет избавиться от дефекта и поэтому старается на занятиях.

Мы разобрались со стандартными случаями. А что делать, если у ребенка нарушения слуха? Всегда ли можно выявить это в раннем возрасте?

Фарида Булатова: К сожалению, диагностировать это сложно. Поэтому всегда надо вслушиваться, всматриваться в своего ребенка. В Детской республиканской больнице есть сурдоцентр, где можно обследоваться.

Предположим, родители узнали, что у ребенка проблемы со слухом. У них, конечно, сильнейший стресс. Что им делать, как себя вести?

Фарида Булатова: Да, смириться с этим, осознать, что твой ребенок не такой, как все, очень тяжело. Тут надо взять себя в руки и думать о его будущем. Кто в таких случаях поможет ребенку, если не родители?

Тем более что медицина на месте не стоит. Сейчас в стране действует бесплатная государственная программа. Если у ребенка нарушения слуха или глухота, в клиниках Москвы и Санкт-Петербурга им вживляют в ушную улитку чип. С помощью этого аппарата дети начинают слышать. Но на этом нельзя успокаиваться, надо дальше заниматься с ними, и здесь потребуется помощь специалистов. Только с операцией не стоит затягивать, чип вживляют до восьми лет.

Меня всегда удивляло, как можно научить произносить звуки ребенка, который их не слышит? Это же волшебство.

Фарида Булатова: Во-первых, всех детей сейчас обеспечивают звукоусиливающей аппаратурой. Но она не такая, как очки: надел и сразу видишь. Аппарат очень тонко подбирается. Кто-то не слышит высокие звуки - пение птиц или голос сопрано. А с помощью слухового устройства ребенок различает, длинное слово или короткое, понимает отдельные слоги и слова. На помощь приходит и визуальное восприятие. Например, я написала букву "м", затем произношу ее в ухо. Потом даю своему подопечному потрогать, как у меня вибрируют щеки, когда я произношу этот звук. Но главное, ребенок должен тебе доверять, только тогда он начнет говорить.

А как сами дети воспринимают свою глухоту?

Фарида Булатова: Кто родился неслышащим, тому проще. Он просто не знает другого. И к тому же ребенок учится в специализированной школе с детьми, подобными ему. Он в своей среде.

А вот если у ребенка был слух и он внезапно его потерял, то это, конечно, трагедия. Я сталкивалась с подобными случаями. Однажды к нам в школу попал двенадцатилетний мальчик, который оглох. Он очень страдал и был склонен к суициду. Мы его просто сторожили, чтобы он ничего с собой не сделал.

И когда во время занятий приходилось заставлять его что-то произнести, а у него это не получалось, он кричал в истерике: "Тебе хорошо, ты слышишь! Тебе легко говорить "повтори-повтори", а я не могу!". Конечно, проще всего в таком случае обнять ребенка и плакать вместе с ним. Но нужно брать себя в руки и продолжать работать - слезами горю не поможешь. Жалеть, плакать - это не продуктивный путь. Надо вселять в ребенка уверенность.

Чтобы ребенок быстрее заговорил

Важно, чтобы родители постоянно с ребенком разговаривали и подвигали его к общению. Например, если малыш хочет что-то взять, не надо сразу давать ему это в руки. Подтолкните к тому, чтобы он попросил предмет, назвал его, выразил свое желание. Может быть, поначалу жестом или каким-то звуком.

В народе всегда была хорошая традиция петь колыбельные песни, играть с ребенком в ладушки. Казалось бы, сидит безучастный младенец в коляске, но на самом деле он все слышит и все понимает. И если мама будет к нему обращаться, улыбаться и что-то рассказывать, ребенку поневоле захочется сделать то же самое.

Большая ошибка современных родителей в том, что они загружают ребенка игрушками. Может, это связано с тем, что они пытаются таким образом откупиться от него. Хочется телевизор посмотреть, за компьютером посидеть и в гости сходить. В советское время дети играли палочками, стеклышками, тряпочками. Детскую фантазию надо будить, развивать. Не стоит покупать игрушку, которая сама писает, плачет и разговаривает. Она ничего ребенку не даст. Предложите ему тряпочку, пусть он из нее куклу сделает и сам за нее говорит.

Здоровье Казань Волга-Кама