Объединение государств в рамках евразийского пространства и интеграционные проблемы стали основной темой для обсуждения на международной конференции, прошедшей недавно в Бишкеке при поддержке посольства РФ в КР и медиа-центра "Россия". Обозначить плюсы и минусы союзничества Киргизии со странами-партнерами вызвались эксперты из КР, Таджикистана, Германии и России.
Что ожидает республику в рамках евразийского пространства? На этот вопрос попытался найти ответ вице-премьер-министр Киргизии Джоомарт Оторбаев. Замглавы правительства напомнил, что республика ждет своей очереди на вступление в Таможенный союз. Объединение с Россией, Казахстаном и Беларусью, по его словам, обусловлено не только временем, но и такими факторами, как общие язык, история и культура.
- Для нас отношения с соседями по евразийскому пространству являются приоритетными, ведь в этих странах работают сотни тысяч наших граждан, - констатировал Джоомарт Оторбаев. - Де-факто, экономическая интеграция со странами Таможенного союза уже произошла. Сейчас вопрос состоит в том, как положить на бумагу сложившиеся реалии.
Чиновник отметил, что отношения между Россией и Киргизией начали укрепляться в области бизнеса. Через несколько недель стартуют совместные экономические проекты.
- В наши дни важно проводить фундаментальные изменения в области экономической интеграции, ведь мы живем в самом быстроразвивающемся регионе Земли, - считает Оторбаев. В этих условиях важно правильно выстраивать экономическую политику государства. Особенно это актуально для Киргизии, к которой крупные державы проявляют все больший интерес.
Схожие аргументы, в пользу сближения Киргизии со странами Евразийского союза, высказал местный политолог Мурат Суюнбаев. Он считает, что в ближайшей перспективе в мире появится новый основной тренд, обусловленный экономическими и политическими реалиями. И это - региональная интеграция, которая станет возможной при участии широкого круга действующих лиц.
- Согласно данным анализа, это будет Евразийский союз, - уверен он. - Участие в остальных геополитических объединениях пока остается под вопросом. На ситуацию может повлиять процесс вывода антитеррористических сил НАТО из Афганистана.
Идеи евразийской интеграции придерживается и доктор наук из Таджикистана (РТ), философ Пулат Шозимов, рассказавший, что большинство жителей РТ на протяжении нескольких лет активно выступают за политическую и социально-экономическую дружбу со странами Таможенного союза. По его словам, несмотря на тенденцию к исламизации, официальный Душанбе четко понимает необходимость объединения с Москвой, Минском и Астаной, поскольку это является единственным выходом из сложившейся в регионе кризисной ситуации. Однако пока что Таджикистан балансирует между Россией и Западом, чем активно пытаются пользоваться группы, пропагандирующие радикальные исламские идеологии.
- Большинство экспертов уверены, что основные угрозы связаны с популяризацией радикальных идеологий, поэтому важно выстраивать стабильность в регионе, в том числе через присутствие российских военных в Душанбе, - подчеркнул Шозимов, отметивший, что странам Средней Азии не стоит бояться массового увлечения исламом.
С доводом о России как гаранте спокойствия в регионе согласился и глава управления госкомитета национальной безопасности Киргизии Нурлан Курманов.
- Наличие российских военных баз на территории Средней Азии - это определенный элемент стабильности, - говорит он. - Влияние исламизации на Киргизию и Казахстан сегодня имеет небольшое значение. В основном, почвой для переживаний могут послужить религиозные течения экстремистского толка. Для их развития в регионе существуют благодатные условия - социальная незащищенность, слабая экономика. Государство не может создать нужное количество рабочих мест, трудовую платформу. Всем этим пользуются эмиссары различных экстремистских движений. Все они - представители нетрадиционного ислама, ассоциирующегося с террором. Терроризм, в свою очередь, ассоциируется у всех с нестабильностью. Когда люди не находят справедливости в существующей государственной власти, они ищут альтернативу.
Чтобы разрешить проблемы на южных границах Евразийского пространства, политик, доктор исторических наук, экс-спикер парламента Киргизии Зайнидин Курманов посоветовал смотреть на недостатки региона через призму исторического развития.
- Мы говорим о необходимости ценностей - культурных, экономических, политических однако для их внедрения необходим цивилизационный подход, - считает Курманов. - Когда 20 лет назад мы начинали работать по этой методологии, возродилась киргизская культура. Экономическая глобализация не может существовать, если ей не предшествует культурная. Уверен, что в современных реалиях народу Киргизии надо говорить на одном языке и исповедовать единые культурные ценности. Именно с этого и надо начинать. Сегодня Центральная Азия стоит перед выбором между тремя идеологиями - вестернизацией, китаизацией и исламизацией. Для нас характерны первые две. В Европе тоже была масса ценностей у каждого народа, но они пришли к консенсусу.
Евгений Терехин,
Временный Поверенный в делах России в Киргизии:
- Присутствие РФ в Средней Азии имеет исторические корни. Без спокойной Центральной Азии Россия не сможет ощущать себя в безопасности. Соответствующие задачи ставятся перед российскими военными. Наличие военных объектов России - либо исторически унаследованное прошлое, либо же это объекты, которые выполняют стабилизирующие функции. Но когда здесь появляются военные базы внерегиональных игроков - возникают вопросы. Например, когда объект используется для перевозки грузов - это одно. Но когда на него перебрасываются военные, возникает вопрос: действительно ли объект носит только логистические функции?
Хотим мы того или нет, но тенденция к интеграции - нормальный мировой тренд. В интеграции можно найти решение общемировых проблем, другой вопрос - как пойдет процесс объединения. В одночасье ничего не случается. Этот процесс бывает противоречивым, и пример тому Евросоюз. На Россию, как на локомотив интеграции в постсоветском пространстве, возлагается большая ответственность в процессе объединения. Но надо помнить, что и на всех других участников интеграционных процессов должна возлагаться своя ответственность.