Эксперты озвучили тревожные цифры. Сейчас в стране функционирует пятьдесят тысяч потенциально опасных объектов и пять тысяч - особо опасных. Наиболее крупные промышленные предприятия созданы более семидесяти лет назад, износ их производственных фондов - восемьдесят процентов, в иных случаях и все сто. А в химическом комплексе, например, износ превышает восемьдесят процентов - и это очень опасно.
Самая тревожная ситуация сложилась в гидротехнике. У нас действует около 70 тысяч гидротехнических сооружений различного назначения, в том числе около 30 тысяч напорных. Это различного рода плотины, искусственные водоемы, каналы, шлюзы. Пугает то, что каждое десятое такое сооружение - бесхозное, за их состоянием вообще никто не следит. Более 6 тысяч нуждается в капитальном ремонте. 400 находятся в аварийной эксплуатации, около 300 эксплуатируются свыше ста лет.
Каждая чрезвычайная ситуация, как говорят специалисты, имеет фамилию, имя и отчество. В Крымске поиск виновных идет полным ходом под личным контролем председателя Следственного комитета. Завершено расследование страшной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Уже не секрет, что действительно чудо спасло гигантскую плотину от полного разрушения. Тогда в зоне неминуемого затопления оказалось бы 300 тысяч человек.
А что по другим ГЭС? В зоне риска Волжской ГЭС и Красноярской ГЭС проживает по 1,1 миллиону человек. В зоне Саратовской ГЭС - 1,2 миллиона, Чебоксарской ГЭС - 1,4 миллиона, Жигулевской ГЭС - 1,6 миллиона.
В Китае в далеком уже 1975 году в районе водохранилища Баньцяо за один раз выпала годовая норма осадков. Говорили, что такое бывает раз в две тысячи лет. И китайские метеорологи не смогли предсказать столь катастрофического ливня. Водохранилище переполнилось, плотина дала течь, а потом ее и вовсе снесло. В результате наводнения сразу погибло 26 тысяч, а потом умерло еще 150 тысяч при затоплении огромных территорий.
Когда-то считалось, что аварии на крупных инженерных объектах настолько маловероятны, что их даже не стоит принимать в расчет. К примеру, катастрофа, случившаяся в Чернобыле, имела статистическую вероятность - один раз в миллион лет. Аварии на буровых морских платформах вообще должны случаться раз в десять миллионов лет. Но помимо Чернобыля человечество уже имеет Фукусиму, а серьезных аварий на добывающих платформах в Мексиканском заливе и Северном море случилось уже пятнадцать.
Эксперты отмечают, что в России нет единого информационно-аналитического центра, который бы собирал в реальном режиме времени данные о состоянии опасных объектов. Сделать это в эпоху всеобщей компьютеризации несложно. Более того, есть технические решения, позволяющие в иных случаях выявить потенциальную угрозу и вывести опасный объект из рабочего режима буквально за несколько секунд до, образно говоря, его взрыва. Создать такой центр, как ни странно, не позволяет нынешнее законодательство, стоящее на страже частной собственности. А у нас почти все давно находится в частном владении и управлении.
По мнению серьезных ученых, занимающихся вопросами прогнозирования чрезвычайных ситуаций, необходимо провести экспертизу всех существующих и готовящихся к принятию законопроектов с позиций рисков и угроз. Причем с учетом того, что случится, если закон принять к исполнению, и что, если его отклонить. Не секрет, что принятие Лесного кодекса в его нынешней редакции сделало Россию фактически беззащитной перед валом лесных пожаров. В 2008 году специалисты Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН научно доказали, что ближайший засушливый год приведет к катастрофическим лесным пожарам национального масштаба. Им не поверили. В 2010 году Москва едва не задохнулась от дыма горящих лесов и торфяных болот. Общий финансовый ущерб России от тех пожаров, по мнению экспертов, вплотную приблизился к триллиону рублей.
Любую угрозу легче предотвратить, чем бороться с ее последствиями. На международной конференции в Иокогаме в 1994 году было показано на основе обширной мировой статистики, что один доллар, вложенный в прогноз и предупреждение катастроф, потенциально экономит до 100 долларов, которые будут потрачены на ликвидацию последствий катастрофы. Сейчас этот коэффициент превысил 1000. То есть, пожалеем на профилактику миллион, потеряем при "лечении" миллиард.
Наводнение в Крымске заставило власти всех уровней взглянуть на риск возникновения чрезвычайных ситуаций по-новому. А на организацию гражданской обороны в случае масштабных ЧП посмотреть, наоборот, по-старому. Борьба со стихийными бедствиями - не дело одного министерства. Общество должно быть готово к самоорганизации в любых критических условиях, а власть должна уметь оперативно принимать верные решения и управлять развитием чрезвычайных ситуаций так, чтобы ущерб от них сводился к минимуму.
Отработке взаимодействия всех силовых структур для успешного парирования как природных, так и техногенных катастроф и было посвящено прошедшее в ситуационном центре Дома правительства под руководством Дмитрия Рогозина селекторное совещание. В будущем планируется регулярное проведение межведомственных командно-штабных игр и учений, направленных на подготовку действий госаппарата при возникновении ЧС.