Наум Клейман, директор Государственного центрального Музея кино:
- Я пользуюсь частной стоматологией, хотя это и стоит немалых денег, о чем "РГ" пишет на 6-й полосе. К сожалению, лечение зубов там гораздо более качественное, чем в государственных медицинских учреждениях. Думаю, что связано это с представлением, что такие услуги не являются предметом первой необходимости, поэтому их оказание в значительной степени передано в частные руки. На самом же деле они уберегают человека от многих других болезней, к примеру, заболеваний желудка. И государству все равно приходится косвенно расплачиваться за такую политику. Однако даже в государственных учреждениях приходится платить врачам немалые деньги, только делать это неофициально, в конверте. Связана такая ситуация с тем, что доктора не получают адекватного денежного вознаграждения за свой труд, и это приходится делать самим гражданам из собственных карманов. Официально утвержденные зарплаты медицинских работников провоцируют такого рода коррупцию. Так что лечение там на данный момент связано с большим количеством непредвиденных расходов.
И хотя российскими клиниками за последнее время был совершен определенный рывок в плане технологий лечения, они вышли на мировой уровень качества, однако у нас до сих пор фактически отсутствует страховая медицина. В этом состоит главное наше отступление от мировой практики. Страховые фонды должны покрывать расходы на лечение, чего у нас, к сожалению, не происходит. В результате пожилому человеку надо отдать всю свою месячную пенсию, чтобы поставить качественную зубную пломбу. Деньги у нас берут, но ничего не возвращают. А добровольное медицинское страхование, возможно, и могло бы стать выходом из положения, но тогда необходим и другой уровень зарплат и пенсий, чем мы имеем на данный момент. Система платежей находится у нас в разбалансированном состоянии.
Что же касается лечения вообще, то я обслуживаюсь в обычной районной поликлинике. И хочу отметить, что качество медицинских услуг в государственных учреждениях по сравнению с советским временем стало выше. По крайней мере, это можно говорить применительно к московским клиникам. Стали лучше техника, медикаменты и протезы. А медицинское оборудование семидесятых годов я вспоминаю как орудие пытки. И хотя есть тенденция, что в частных клиниках несколько более внимательно относятся к пациентам, в моей поликлинике работают очень хорошие врачи. И, кстати, если говорить конкретно про нее, то никаких поборов там нет.
Думаю, основная причина недоплаты учителям и врачам, которые выполняют столь важные и фундаментальные функции, заключается в неуважении к ценностям гражданского общества.