Энтузиасты и скептики
Идея ввести кинообразование в школах, выдвинутая Союзом кинематографистов и поддержанная министерством культуры, за считаные дни претерпела головокружительные антраша. Сначала ее приняли с иронической усмешкой. Потом вдруг сразу, без перехода, те же самые люди стали наперегонки предлагать свои списки "обязательной сотни", пытаясь вовремя перехватить знамя прогресса, возглавить движение, или, как ныне положено говорить, - модный тренд.
Интернет кипит страстями: синеманы составляют свои рейтинги обязательных к просмотру лент. Девушки полагают, что шедевр номер один - трогательная история про собачку Хатико. Юноши - что "Бойцовский клуб". Для кого-то важнейшим фильмом века оказалась "Амели". Я даже нашел знатока, который уверен в незаменимости для эстетического образования "Капризного облачка" - про совокупление человека с арбузом. И все как один не подозревают о существовании советского и российского кино.
В противовес невеждам-любителям знатоки-киноведы считают, что школьникам нельзя без "Окраины" Барнета, и готовы учить людей основам киноязыка. Хотя как раз такой подход - лучший способ отвадить публику от хорошего кино уже навсегда.
Методологические открытия Эйзенштейна и Пудовкина давно пошли в тираж, их следы легко обнаружить в любом мастеровитом боевике, и тема их киноязыка, в отличие от их фильмов, сегодня не более актуальна, чем изучение вклада Тредиаковского в русскую речь.
Разберемся: зачем нужно учить детей смотреть кино? Чтобы они в "Гарри Поттере" оценили искусство "монтажа аттракционов"? Вовсе нет. Как литература в школе не только учит грамотно писать, но и способствует личностному развитию, так и умело подобранное кино в руках хорошего педагога может сформировать более объемный и гуманистический взгляд на мир. Вот стратегическая цель. Средства ее достижения весьма богаты. История кино не менее увлекательна и драматична, чем история литературы или музыки. В ней живут гении, способные потрясти даже тех, кто не видел ничего пронзительнее "Амели". Потрясти не искусством монтажа, а заложенным в искусстве "посланием". Смыслом, болью, надеждой, кругом размышлений автора. Актуальным и живым кинокурс может сделать только бушующая в фильмах битва идей, когда история искусств рассматривается как история общественного прогресса или деградации. Один "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма способен сегодня взорвать умы молодых зрителей, иммунитет которых к любым формам национализма сильно потрачен разнообразными "Братьями". Старое кино может стать инъекцией гуманизма, прививкой способности к критическому мышлению. Потому что оно умело и любило думать, потому что его, как и лучшие творения литературы, одушевляла любовь к человеку и боль за него.
Мечтатели и реалисты
Реалисты твердят об утопичности идеи: школьники и без того перегружены, школы вынуждены "облегчать" даже базовые дисциплины. Сокращается число часов, отведенных на литературу, исчезли предметы, связанные с музыкальной культурой - и все для того, чтобы не переутомить дитя. Между тем любой ученик, скажем, музыкальной школы, кроме полного набора общих дисциплин, тратит месяцы и годы на изучение сольфеджио, музыкальной литературы, гармонии, на освоение выбранного инструмента. Он занят вдвое больше ученика обычной школы, но никто еще не жаловался на перегрузку: тяга к знаниям и самосовершенствованию в этом возрасте естественна, если, конечно, ее не убивают на корню недальновидные взрослые.
Второй вопрос, который задают реалисты: где взять педагогов, эрудированных и умелых? Это проблема, которая решается не менее долго, чем выращивается английский газон. Но и для газона когда-то посеяли первое зерно - помнили шекспировскую максиму: из ничего и выйдет ничего.
В большинстве стран мира давно учли, что кино (в любых его модификациях) стало главным фактором формирования личности, и ввели курсы правильного обращения с этим обоюдоострым оружием в учебные программы. Вопросы, связанные с высокой культурой, там вообще в центре внимания: редкая школа не имеет своего любительского театра с шекспировскими постановками, редкий университет не завел свой симфонический оркестр, концертный зал и радиостанцию классической музыки. Серьезное кино - среди этих приоритетов. Его изучают в школьных киноклубах, широко используют на уроках литературы, истории и обществоведения. Это не просто утоление любопытства - ребята привыкают относиться к кино как к искусству и общественному явлению, где есть богатое, но неведомое новым поколениям прошлое. Достаточно зайти на специализированные сайты наподобие британского Film Education, чтобы понять, какой размах это дело приняло в развитых странах с их киномузеями, библиотеками, тематическими летними лагерями и учебными лабораториями. В Швеции школьным кинообразованием озаботился Шведский киноинститут - понимая, что без подготовки квалифицированного зрителя, идя на поводу неразвитых вкусов, киноискусство вынуждено постоянно снижать художественную планку и рискует лишиться публики вовсе - все заполонят компьютерные стрелялки.
В СССР отсутствие постоянных школьных кинодисциплин компенсировалось существованием всепроникающей сети киноклубов, деятельностью Бюро пропаганды советского кино, которое в своей просветительской работе использовало, в меру тогдашних возможностей, и лучшие образцы мирового кинематографа. Интерес к таким клубам был огромен, их поддерживали, ими гордились.
С исчезновением СССР в общем раже тотальных перетрусок разрушились многие механизмы жизнеобеспечения - в том числе и системы культурного просвещения и творческой самореализации: народные театры, любительские музыкальные коллективы, киноклубы и кинолектории. Предложение Союза кинематографистов и министерства культуры, насколько я понимаю, имеет задачей вернуть эти механизмы, создать стройную структуру взращивания людей, способных воспринимать искусство, умеющих над ним думать, открытых для культуры и к ней любопытных. Это, если хотите, попытка поменять векторы общественного спроса - ведь именно на них ссылаются авторы сомнительных "рейтингов", оправдывая ту гнусь, которая ведрами обрушивается на головы "потребителей". Это попытка вернуть людям у "культурного конвейера" понимание той простой истины, что не только спрос определяет предложение, но, прежде всего, предложение формирует спрос. Истина эта доказана не только культурной политикой наиболее развитых стран, но и опытом советской системы образования, которая, при всех ее общеизвестных пороках, была, по характеристике тогдашней Американской энциклопедии, "одной из лучших в мире".
И наконец, еще один сокрушительный довод скептиков: на пути кинообразования непроходимым барьером встанут права - авторские и имущественные. Это действительно серьезно. И потребует серьезного финансирования. А также поправок к законам, дающих фору просветительской и благотворительной деятельности. Но "из ничего и выйдет ничего" - когда-то мы должны сделать первый шаг на пути, давно уже протоптанном цивилизацией.
Чего мы ждем от читателей
Предлагаемая "Российской газетой" игра - не совсем игра. Это попытка выяснить предпочтения думающей кинопублики, реальной и потенциальной. Давайте сообща составим свои списки фильмов, без которых человеку плохо, а человечество потеряло бы нечто жизненно важное. Только пять фильмов отечественного и мирового кино - но, по вашему мнению, первейших, таких, где заложено нечто самое любимое, необходимое, взволновавшее вас и в вас вошедшее сразу и навсегда. Напишите, почему вам дороги именно они. Самые интересные письма мы опубликуем в газете и на ее сайте.
Давайте посмотрим, что на самом деле "хавает пипл". И так ли уж безнадежно затеянное дело.