Крупнейшими импортерами цемента по итогам шести месяцев стали Турция (38%), Белоруссия (17,4%), Иран (11,7%), Румыния (7,2%), Литва (4,6%) и Латвия (4,6%).
Среди них значительно увеличили свои отгрузки Иран и Румыния. Уже началась и китайская экспансия. Видимо, дальневосточные стройки не дают покоя промышленникам из Поднебесной, которые в портах выгрузили на 138% больше своего цемента, чем годом ранее. И это только официальная статистика ФТС.
Больше всего завозной цемент пользуется спросом там, где много строят. Поэтому в лидерах основных потребителей импортного материала Ростовская область (22,8%), Московский регион (21%) и Краснодарский край (15,6%).
В принципе в импорте цемента у нас нет необходимости. Более того, нам бы освоить все то, что производится на наших заводах. Так, потребности строительного комплекса в цементе не превышают 63 млн тонн, а имеющиеся мощности отечественных
предприятий составляют 80-92 миллионов тонн. Отчасти такое перепроизводство стало возможно благодаря масштабной программе по переходу на новую технологическую платформу в цементной промышленности, которая реализуется в России с 2007 года.
Задача поставлена достаточно амбициозная - на месте старых заводов построить современные энергоэффективные новые комбинаты, работающие по "сухому" способу, который будет занимать около 40% общего производства. Сейчас 85% цемента изготавливают в основном "мокрым" способом, который считается гораздо более затратным.
К 2015 году, если реализация стратегии развития цементной промышленности не встретит очень серьезных препятствий и все проекты удастся завершить, российские заводы смогут производить до 123 миллионов тонн цемента в год. Сейчас уже 11 проектов запущено, среди них как новые заводы, так и модернизированные технологические линии.
Однако дальнейшее продолжение этих проектов находится сейчас под вопросом. "Уже сейчас разрыв между потреблением и производством цемента в нашей стране составляет около 29 млн тонн, - сообщил исполнительный директор Союза производителей цемента России "Союзцемент" Михаил Киселев. - В итоге мощности недозагружены". Ситуация усугубляется постоянно увеличивающимися поставками цемента и клинкера из-за границы. Эксперт холдинга "Евроцемент" Дмитрий Давыдович объясняет это тем, что среди стран БРИКС наиболее динамичные темпы развития промышленности сохраняются только у России и Индии. А все иностранные игроки заинтересованы во входе на развивающиеся рынки.
Производители цемента назвали наиболее серьезные угрозы для дальнейшего развития отрасли. В первую очередь это демпинг со стороны иностранных компаний. Внутренняя цена в России, по оценкам экспертов, составляет около 80-85 долларов без учета транспортных расходов по доставке. При этом для обеспечения окупаемости инвестиционных проектов, реализуемых в отрасли в течение 10-15 лет, необходимо, чтобы цена цемента на новом заводе составляла не менее 105-110 долларов.
Что такое демпинг в формате ВТО? "Это продажа продукции на внешние рынки по ценам ниже внутренних рыночных цен страныпроизводителя импортера, - пояснил Дмитрий Давыдович. - Например, если в Турции тонна цемента стоит 110 долларов, то поставка на рынок России осуществляется по цене 75-78. А если исключить транспортные расходы - цена в портах Турции при отгрузке на экспорт не поднимается выше 63-65 долларов. Иранский же цемент вообще предлагают не дороже 40-45 долларов за тонну, причем с учетом транспортных расходов по его доставке".
Импортеру этот демпинг выгоден, так как при такой модели они за счет увеличения объема продаж обеспечивают загрузку собственных мощностей. А также снижают собственные затраты, даже при продаже цемента ниже себестоимости его производства. Да и покупатели у него всегда найдутся.
"Цена импортного материала у потребителя до 30% ниже сложившейся внутри России, - отмечает Михаил Киселев. - Поэтому наш союз намерен выйти с предложением провести антидемпинговое расследование в этих странах". Другая насущная проблема отрасли - качество импортного цемента, которое сейчас не под лежит обязательной сертификации
Импортный цемент проходит только упрощенную условную процедуру сертификации. Фактически же поставки на соответствие внутренним российским стандартам не контролируются.
"У нас есть заключение испытательной лаборатории Ростовского строительного университета, что по ряду параметров импортный цемент не подходит для изготовления бетонных конструкций, особенно подземных частей зданий. А также в регионах с изменчивыми климатическими условиями, - сообщил Дмитрий Давыдович. - При использовании импортных цементов через какое-то время появляется коррозия и снижается прочность железобетонных конструкций, выявляется деформирование, а это напрямую может привести к обрушению здания".
Поэтому основные игроки рынка предложили запустить обязательную сертификацию всей ввозимой продукции. Эксперты заявляют, что вопрос сертификации можно будет предусмотреть в рамках разрабатываемого регламента Таможенного союза, который начнет действовать с января 2015 года. Но неужели в течение трех лет
так и не удастся переломить ситуацию в нашу пользу?
В рамках Евразийского экономического сообщества, где наша страна играет не последнюю роль, можно принять необходимые документы и раньше, полагает Киселев. Справедливости ради стоит отметить, что основные потребители цемента - строительные компании - самостоятельно проверяют качество приобретаемого материала.
Но ведь гораздо больше фирм, которые в погоне за дешевизной, с радостью закупают привозной цемент. И со вступлением во Всемирную торговую организацию вал импортного и не всегда качественного строительного материала будет только расти.