- Сегодня наша компания работает по ипотечным задолженностям почти с 40 банками, в то время как в 2011 году их было 25, а в 2010-м - всего 5, - рассказала директор по развитию бизнеса "Секвойя кредит консолидейшн" Ирина Поддубная. - В ипотечном секторе становится все больше банков, обращающихся к профессиональным взыскателям впервые, а также передающих долги по агентской схеме. Это тренд, который говорит о развитии цивилизованного финансового поля в стране.
Основная масса задолженностей по розничным кредитам взыскивается коллекторами в досудебном порядке, тогда как ипотечные долги, наоборот, взыскиваются на основании решения суда и часто после попыток кредитора вернуть заем собственными силами. В то же время после кризиса 2008 года банки приобрели опыт работы с просрочкой по ипотеке.
- Суды по вопросам взыскания просроченной задолженности по ипотечным кредитам практически всегда выносят решения в пользу банка. Судебные приставы также отладили свою работу и квалифицированно проводят торги по объектам недвижимости, заложенным в обеспечение ипотечных кредитов. Поэтому услуги коллекторов по взысканию ипотечных кредитов, на мой взгляд, не пользуются спросом, - заметил вице-президент банка "Петрокоммерц" Сергей Постнов. - Коллекторы часто не обладают тем опытом работы с просроченной ипотечной задолженностью, который накопился у банков за время кризиса. Скорее всего, к коллекторам обращаются банки, для которых ипотека не является самостоятельным направлением бизнеса.
Срок просрочки по долгам, передаваемым коллекторам, постепенно уменьшается. Так, в 2010 году он составлял 16,2 мес., в 2011-м - 14,4 мес., в 2012 году - 14,2 мес. Среднестатистический ипотечный должник в России находится в возрасте до 40 лет, имеет высшее образование, кредит оформлял на срок более 15 лет. Среди федеральных округов по объему проблемной задолженности лидирует ЦФО, на который приходится более половины всей просроченной задолженности по ипотеке. Из них почти 30% приходится на Москву, еще 5% - на Санкт-Петербург. Самый маленький процент просрочки по ипотеке - в ДФО.
По словам Александра Антонова, директора департамента риск-менеджмента Росгосстрах Банка, кредитные организации готовы идти навстречу заемщику, ведь для них гораздо дороже судебное производство, чем досудебное. Сначала используются все возможные превентивные методы - рассылка писем, переговоры, рефинансирование и т.д. И только в случае недостижения результата банк прибегает к внешним инструментам возврата задолженности - обращается за помощью в суд или отдает долг коллекторам.