За рубежом государство заинтересовано в том, чтобы малый и средний бизнес постоянно развивался. Создаются все условия, чтобы человек пришел в госучреждение и, озвучив свое желание быть предпринимателем, получил необходимую помощь для начала своего бизнеса. Так, в Англии за поддержку предпринимателей отвечает Министерство торговли и промышленности (UK Department of Trade and Industry - DTI). При его содействии осуществляется работа по нескольким направлениям: финансовая помощь, преодоление административных барьеров, налогообложение, консультирование и разносторонняя поддержка предпринимателей. В США - Администрация Малого Бизнеса (Small Business Administration - SBA). В ее структуру входят региональные и местные центры развития бизнеса, консультационные центры, центры информационной и технической поддержки, инвестиционные компании.
У нас все еще только-только начинается. Центры поддержки работают, но их финансирование осуществляется не на должном уровне, слишком много бумажной волокиты, чтобы доказать государству, что ты хочешь и можешь стать предпринимателем. Люди зачастую просто не хотят с этим связываться - вот почему эти центры так и не пользуются достаточной популярностью и о них мало кто знает. Например, существует программа компенсации выставочных расходов в регионах. В ряде регионов приняты программы возврата предприятиям расходов на участие в выставках в России и за рубежом. Реализацией этих программ в основном занимаются местные администрации, поэтому размер компенсации зависит от конкретного региона, но заявок на участие поступает крайне мало в силу отсутствия информации у предпринимателей.
Сейчас все большую популярность набирает строительство технопарков: greenfield - строительство "с нуля" и brownfield - снос или реконструкция существующих на участке строений. В последнем случае земля, как правило, уже имеет юридический статус, подходящий для строительства производства или склада, и, что не менее важно, к участку уже подведены коммуникации. В таком случае государство выкупает площадь у собственника, проводит необходимый ремонт и сдает в аренду, что бизнесу гораздо выгоднее, чем освоение "чистых полей".
Но если к поддержке государства в нашей стране обращаются нечасто, то от взаимодействия с партнерами и заказчиками никуда не денешься - иначе бизнес рухнет. Здесь становится актуальным вопрос задержки платежей. Иногда размеры задолженности могут достигать десятков миллионов рублей, что, естественно, не может не сказаться на развитии компании. С другой стороны, взаимоотношения с зарубежными партнерами и поставщиками, как правило, складываются весьма позитивно. Кроме того, зарубежные партнеры не только выполняют договоренности в срок, у них есть чему поучиться. Командировки за рубеж помогают приобрести опыт в сфере культуры производства, логистики.
Вступление в ВТО - и активная экспансия иностранных конкурентов на российский рынок уже сегодня стала серьезной угрозой для машиностроительных предприятий. Еще лет семь назад между продукцией российского и импортного производства была гигантская ценовая разница: 2,5-3 раза. Это давало возможность российским производителям активно развиваться. Сегодня рыночная ситуация сложилась таким образом, что ценовой зазор между российским и импортным оборудованием фактически исчез, и это ставит отечественные предприятия лицом к лицу с их оппонентами. Очевидно, что теперь конкурентная борьба станет еще более жесткой.
В такой обстановке большинство предприятий средней руки просто пасует - сворачивает производство и начинает заниматься продажей импортной техники. Удивительно, но всего 3-4 года назад многие российские компании действительно занимались производством, а сегодня получается, что гораздо проще привезти готовое импортное оборудование и наклеить свой логотип, чем произвести свое.
В чем причина таких перемен? С одной стороны, многие выбирают путь наименьшего сопротивления в сложной рыночной ситуации, с другой - не готовы и неспособны перестроить бизнес-процессы, чтобы оставаться успешными и конкурентоспособными в новых условиях. Часто производители в ситуации растущей конкуренции пытаются использовать старый набор решений вместо того, чтобы здраво оценить свои возможности и найти нечто такое, на что можно сделать ставку, что станет их "фишкой", создаст уникальность.
Кто-то скажет - какая может быть уникальность, когда нужно просто выживать. Но в такую ситуацию участник любого рынка попадает не вдруг. Не вдруг появляются конкуренты, не вдруг изменяются таможенные пошлины - о подобных намерениях узнают заранее. Так что же мешает собственникам и управляющим "подстелить соломку"? Кто, кроме акционеров или на худой конец наемных топ-менеджеров, будет искать решения?
Также и с ВТО. Проблемы, с которыми столкнется производитель, вполне понятны. Методы их решения тоже. Дело за малым - проанализировать возможные варианты развития ситуации, разработать стратегию и реализовать свои планы. Для кого-то выход - уйти в другую нишу. Для кого-то - стать номером один в своей.