31.07.2012 13:00
Экономика

Автотуристы Калуги: Для трофи-рейдов хорошие дороги не требуются

Рост популярности автотуризма не должен сказываться на ухудшении экологии
Текст:  Владимир Петров ( Калужская область)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5846)
Попытку найти решение проблемы развития автотуризма с учетом необходимости сохранения окружающей среды сделали участники международного форума "Экоавтотур-2012", прошедшего в Калуге, и фестиваля "Рев моторов" в селе Уколица Ульяновского района.
Читать на сайте RG.RU

Если в ходе пленарного и секционных заседаний участники делились идеями по поводу гармонизации автотуризма с экологическими требованиями, то организаторы "Рева" попытались на практике продемонстрировать, как можно провести крупное автопати с минимальными потерями для природы.

Не во вред, а на пользу

Туристы, и автотуристы в частности, считает первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Карпов, пока до конца не осознали остроту этой проблемы. И потому одна из главных задач сегодня - воспитание ответственных путешественников, привитие им экологической культуры. "Необходимо сделать туризм безвредным", - заключил знаменитый шахматист.

Кроме того, уверен Анатолий Карпов, чрезвычайно важно побуждать туристов использовать экологически чистые материалы. Часть продукции, специально разработанной для удобного и безопасного отдыха, была продемонстрирована на выставке, развернувшейся в рамках форума. Это, например, саморазлагающиеся сумки, экологическая баня-палатка, произведенная в России, особая тара для питьевой воды и многое другое.

А благотворительный фонд социальных инициатив "Мир и гармония" показал на фестивале "Рев моторов", как следить за природой в ходе больших автопати: участники мероприятия по его завершении с волонтерами общественной организации "Сделаем вместе" очистили территорию кемпинга.

Кстати, "Рев моторов" проводится именно в Ульяновском районе, поскольку на этой территории до сих пор нет ни крупных, ни даже мелких производств. Главный вид деятельности здесь - сельское хозяйство, а природа остается практически нетронутой. Около двадцати лет назад в местной зоне засечных лесов, где некогда проходила южная граница Русского государства, появился уникальный заповедник "Калужские засеки", который участвует в реализации программы возрождения популяции зубров. И руководство этого учреждения крайне заинтересовано в развитии "окультуренного" туризма, что помогает, между прочим, бороться и с браконьерством.

- Увеличение турпотока в сегменте познавательного туризма - конечно, в разумных пределах, - грамотно организованного без ущерба природным комплексам заповедника, положительно скажется на его работе, - утверждает директор "Калужских засек" Сергей Федосеев.

По крайней мере, добавил он в беседе с корреспондентом "РГ", это лучше, чем рубка леса, природные пожары, охота и браконьерство. Сергей Федосеев даже не против больших автофестивалей и других мероприятий. Например, "Троффи-рейдов" и "Покатушек" на внедорожниках, тоже проводимых в Ульяновском районе. Главное, чтобы они не могли повлиять на его экологическую "неприкосновенность" заповедника.

Трое суток на морозе

Если традиционным автотуристам необходимы качественные автотрассы и достаточно комфортный сервис, то участникам троффи-рейдов и различных путешествий по диким и нетронутым местам хорошие дороги как раз не требуются. Их привлекают именно болотистые, непроходимые территории, которыми изобилует та же Калужская область. Об этом напомнил руководитель клуба "Автопробег 4х4" Александр Рязанов. Но и таким туристам кое-какая инфраструктура все же нужна, хотя бы для того, чтобы избегать дополнительных факторов загрязнения среды.

Если традиционным автотуристам необходимы качественные автотрассы, то участникам трофи-рейдов хорошие дороги не требуются

Об инфраструктуре на форуме говорили и представители объединений автотуристов. По словам председателя правления Московского областного общественного фонда "Развитие автомобильного, мотоциклетного спорта и туризма" Олега Битюцкого, благодаря росту благосостояния, люди теперь стремятся путешествовать по стране на своих машинах. Между тем для таких туристов нет четко проработанных маршрутов, а значит, они не могут точно знать, что увидят, где могут остановиться, какой сервис получат.

Распространение достоверной информации - своего рода ахиллесова пята отечественной системы гостеприимства, считают организаторы автопутешествий по стране. А ведь без точных карт, интерактивных и печатных справочников могут оказаться под угрозой жизнь и здоровье туристов. На форуме был приведен впечатляющий пример: на жутком морозе на одной из заполярных дорог в Сибири трое суток в машине, у которой закончился бензин, сидел московский турист. При этом в трех километрах от него была автозаправочная станция, однако он об этом не знал.

Эксперты уверены: необходима работа над справочными изданиями по каждому региону, из которых можно узнать о том, что посмотреть в том или ином регионе, где остановиться на ночлег, отремонтировать и заправить машину. Кстати, в качестве образца был представлен аналогичный справочник по Калужской области, изданный с участием администрации региона в рамках проекта "Зеленая Россия".

Кучно и красочно

Не обошлось обсуждение и без популярного ныне слова "кластер". В регионе, где уже работают промышленные кластеры, вскоре дойдет дело и до формирования туристско-рекреационных. Как отметил замминистра спорта, туризма и молодежной политики Калужской области Павел Коновалов, на подходе создание сразу трех - агротуристического, культурно-познавательного и этнографического. Что касается последнего, он развивается на основе уже существующего в Боровском районе культурно-образовательного центра "Этномир". Центром агротуристического кластера избран Жуковский район, а культурно-познавательный будут формировать вокруг Калуги. Здесь главным станет развитие космической тематики.

Кластерный подход, пояснил "РГ" Павел Коновалов, "поможет на ограниченных территориях сосредоточить предприятия, разрабатывающие, производящие и продающие турпродукт и предлагающие рекреационные услуги".

Создание таких кластеров требует больших финансовых вложений, на которые бизнесмены, если они сами не развивают туристический бизнес, пока не идут. Однако в регионе уже есть позитивные примеры в этой сфере. Именно частным вложениям Калужская область обязана созданию "Этномира". Этот центр в прошлом году принял 150 тысяч туристов. До такого оборота пока не дошел парк "Николо-Ленивец" с его знаменитыми фестивалями ландшафтного дизайна "Архстояние". Но с этого года инвестор намерен сделать его постоянно действующей площадкой, где практически каждый день будут происходить различные события.

P. S.

Как водится на таких мероприятиях, участники форума приняли резолюцию. Главными целями они объявили популяризацию внутреннего и въездного туризма, развитие автокемп-движения, создание инфраструктуры в рекреационных зонах и привлекательных маршрутов для путешественников всех возрастов, а также необходимость формирования у них экологического мышления. 

Туризм Калуга Центральная Россия