Вероятность такого развития событий достаточно велика. Как сообщил Игорь Артемьев, "в последние несколько недель наши позиции с минэкономразвития сблизились, радикальных разногласий нет". То есть рукопашной между ФАС и минэкономразвития уже не будет, а это залог того, что законотворческий процесс пойдет веселее. Однако глава ФАС предупредил: "То, что мы увидим в конце, будет сильно отличаться от первоначального варианта". По его мнению, в закон еще нужно внести сотни и даже тысячу поправок.
Движение к Федеральной контрактной системе Артемьев назвал правильным. Это будет комплексный документ, который регламентирует весь закупочный цикл - планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемку контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит соблюдения устанавливаемых требований. Вместе с тем 94-ФЗ был ярким и важным прорывом, пользы от него было больше, чем негатива, по-прежнему убежден Игорь Артемьев. Поэтому в законопроект о ФКС должно войти все лучшее, что было в законе о госзакупках.
Создание новой системы государственных закупок, а теперь ее развитие - однозначно важный этап и, если хотите, достижение антимонопольной службы за те восемь лет, что возглавляет ее Игорь Артемьев. Вообще вчера он решил отчитаться перед журналистами за все эти годы. В преамбуле что-то говорил об уходящих политиках и менеджерах, которые ни за что не отчитались, ни за что не ответили. В воздухе повис немой вопрос: что все это значит? Артемьев тут же это почувствовал и прямо заявил: "Это не значит, что я собрался в отставку. Просто все периодически должны отчитываться за мандат доверия".
Итак, главные достижения службы, с точки зрения ее руководителя. Создано антимонопольное законодательство мирового уровня. В 2006 году принят первый антимонопольный пакет, сердцевина которого - Закон "О защите конкуренции". В 2009 году принят второй, а в январе 2012 года вступил в силу третий антимонопольный пакет. Россия входит в 40 стран мира, где гармонизировано антимонопольное законодательство. В 2006 году в мировом рейтинге конкурентных ведомств ФАС занимала 36-38-е места, в 2011-м вышла на 17-е место.
Внутри страны. Антимонопольщики научились разговаривать с нефтяными компаниями. По третьей волне дел против нефтяников ни одна компания не пошла в суд - сразу оплатили выставленные штрафы. Организован антимонопольный контроль на оптовом рынке электроэнергии и мощности, снижены барьеры для входа на этот рынок, в законодательство внесен запрет на манипулирование ценами. Произошла либерализация рынка дальней связи, снижены цены на международный роуминг, развитие конкуренции на региональных рынках связи. Борьба со скрытыми банковскими комиссиями привела к тому, что таких случаев почти единицы, а раньше практиковалось повсеместно. В строительной сфере удалось сократить до минимума количество согласований, дающих право на строительство.
Удалось серьезно продвинуться вперед в борьбе с картелями. В этом году ожидаются первые уголовные процессы, связанные с картелями. Хотя здесь, по мнению Артемьева, мы еще в начале пути. "Наши рынки по-прежнему очень монополизированы", - считает он.
Недоволен глава ФАС N223-ФЗ о закупках товаров и услуг отдельными юрлицами. По его мнению, следует ужесточать требования к госкорпорациям, железным дорогам и другим организациям с госучастием. Необходимо также менять законодательство в отношении чиновников, их ответственности. 53 процента всех дел ФАС возбуждает именно против чиновников, и это продолжается десятилетие.