Даже в жаркие июньские дни на дороге стояла непролазная грязь по колено. И люди вынуждены были добираться до своей деревни через чужое поле. Дело в том, что сельскую трассу "раздели" новые хозяева земли. Снимать с нее и вывозить бетонные плиты они начали еще год назад на глазах у селян. И районное начальство взирало на происходящее с равнодушием.
От главы администрации Петушинского района Олега Котрова пришел исчерпывающий ответ: "в перечне автодорог муниципального значения автомобильная дорога, о которой идет речь в Вашем письме, не числится". В нем же сообщалось, что до деревни Выползово существует дополнительный путь...
Искать его альтернативу приезжал лично председатель КУИ района Александр Курбатов, чья подпись и скрепила договор купли-продажи земельного участка 31 декабря 2008 года. Однако не нашел. То ли отсутствие резиновых сапог сказалось, то ли еще чего-то. Но случай, по словам жителей, получился комичный.
- Подошел к луже в модных ботиночках: а дальше куда? Прямо, говорим, вот так мы и ходим! - с возмущением вспоминает Елена Борисоглебская.
Елена Николаевна живет в каменном доме, построенном еще прапрапрадедом ее мужа. Она утверждает, что через Выползово проходил старинный Владимирский тракт, поэтому в свое время там располагались трактир, мельница, часовня.
Исследователь старинных российских дорог Юрий Леонтьев, составивший карту знаменитой Владимирки, считает, что она была чуть ближе к нынешней федеральной трассе Москва-Нижний Новгород.
- По высокому берегу Пекши, где расположена деревня Выползово, скорее всего, шла еще более древняя Стромынка, - говорит Юрий Александрович. - Дорога сложилась исторически, и даже отсутствие в реестре ее сути не меняет.
Без дороги селян оставила продажа совхозной земли. Как, делая такой щедрый новогодний подарок, продав частнику 27 гектаров земли кадастровой стоимостью в 49 миллионов рублей за 209 тысяч, петушинские власти не удосужились учесть интересы людей, которые здесь живут и отдыхают, загадка.
Правда, после многомесячной борьбы в апреле инициативной группе под руководством Натальи Васильевой удалось добиться установления сервитута на проходящий через проданную землю участок дороги. Но и это не помогло. Разборка полотна продолжилась. Последние плиты были сняты 29 мая. Теперь на месте добротной бетонки осталось лишь несколько плит, на которых стоял кран. А местные чиновники и депутаты пребывают в уверенности, что произошедшее хоть и неприятно для местных и дачников, но вполне себе законно.
Бывший председатель сельхозкооператива "Анкудиново", а ныне депутат Петушинского райсовета Сергей Ростов, который и привел в хозяйство своего приятеля "эффективного" собственника Новичкова, утверждает, что продана была не дорога между двумя деревнями, а подъездные пути к фермам и складам и бетонные площадки для хранения сена и техники, но ссылается на некую устную договоренность.
- Я говорил в позапрошлом году: "Миша, не трогай эту дорогу!" Но он слова не сдержал, объяснил: "Это не мое решение, переписал все на родственницу". А я в какой ситуации? Представляю, как люди меня кроют!
Депутат не ошибается. В числе 13 объектов "основных средств" СПК были проданы две артезианские скважины глубиной 80 метров по 3 тысячи рублей каждая, лишившие воды целое сельское поселение в жару 2009 года. Одну башню сельской власти удалось отвоевать. А летом прошлого года вновь случилась беда: в насос ударила молния.
- Стала звонить Ростову: что делать, у нас нет средств, - рассказывает бывший председатель Анкудиновского сельского совета Любовь Лукашова. - Посоветовал открыть вторую скважину. Приехал сын Новичкова, отключил, всех выгнал - это наша собственность. И люди остались без воды.
Новый хозяин обещал хозяйству процветание и прибыль. Прибыль пошла, правда, в его карман. Не вложив в производство ни рубля, уволил людей, вывез всю технику, ликвидировал стадо... По подсчетам того же Ростова, продав только 450 коров на мясокомбинат, "наварил" 10-12 миллионов.
Хотел "навариться" и на лесопилке, выставив ее хозяевам за 6 соток миллион 200 тысяч рублей. Не получилось. Законные собственники отстояли свою землю в судах.
Бетонные плиты на дороге - тоже навар.