01.08.2012 00:30
В мире

Глава госкомитета нацбезопасности Киргизии рассказал об успехах

ГСМ, ввозимые в республику без пошлины, по-прежнему перепродают в Таджикистан
Текст:  Артем Петров
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №174 (5847)
Официальная информация о незаконном вывозе горюче-смазочных материалов из рес-публики значительно отличается от данных нефтетрейдеров страны.
Читать на сайте RG.RU

Правоохранительные органы Киргизии продолжают бороться с контрабандой российских ГСМ, завозимых на беспошлинной основе на местный рынок. О достигнутых в этом деле успехах недавно рассказал председатель государственного комитета национальной безопасности республики Шамиль Атаханов.

По его словам, за последние недели госкомитет выявил несколько фирм, причастных к вывозу бензина и дизельного топлива из Киргизии в Таджикистан. "Объем контрабандного топлива составил 5 тысяч 600 тонн на сумму 145 миллионов сомов (около полутора миллионов долларов). При этом государству был нанесен ущерб в виде неуплаченных таможенных платежей в размере 22 миллионов сомов", - сказал Шамиль Атаханов.

ГКНБ возбудил уголовное дело, в рамках которого были проведены 16 обысков в Бишкеке, на территории Чуйской, Иссык-Кульской, Джалал-Абадской, Ошской и Баткенской областей и наложены аресты на ГСМ, хранившиеся на нефтебазах нескольких фирм. "Их руководитель - сын депутата парламента Киргизии - признал свою вину и возместил нанесенный государству ущерб", - рассказал глава госкомитета национальной безопасности.

- Мы и дальше будем проверять деятельность фирм, занимающихся продажей горюче-смазочных материалов. И если вы-явим нарушения закона, то привлечем к ответственности их руководителей, - добавил Шамиль Атаханов.

Проблема без решения

Киргизия, напомним, получает ГСМ из России без 30-процентной экспортной пошлины. Таджикистан такой преференции не имеет. Поэтому бензин и дизельное топливо в соседней республике стоят в 1,5-2 раза дороже. На это и делают ставку контрабандисты. Некоторые эксперты, впрочем, деликатно называют подобный вывоз российских горюче-смазочных материалов из Киргизии с целью их дальнейшей перепродажи реэкспортом.

Впервые о проблеме контрабанды российских нефтепродуктов на официальном уровне в Киргизии открыто заговорили весной 2011 года. Тогда из-за разразившегося бензинового кризиса Россия ввела запрет на экспорт топлива. Поставок ГСМ в республику ограничение не коснулось, а в Таджикистане цены на бензин и дизельное топливо выросли на порядок, чем не преминули воспользоваться контрабандисты. К соседям через приграничную Баткенскую область пошли бензовозы. По официальным данным, объем контрабанды в то время ежесуточно достигал одной тысячи тонн.

Естественно, что такое положение вещей вызвало справедливое возмущение российской стороны. ГСМ в республику поставлялись - и сейчас поставляются - в рамках квоты, исключительно для внутренних нужд страны. За бензиновых контрабандистов серьезно взялись правоохранительные органы Киргизии. В борьбу активно включились

практически все силовые структуры - Главное управление по борьбе с организованной преступностью, МВД, ГКНБ, налоговики, финансовые полицейские, пограничники и таможенники. Страницы местных газет пестрели сообщениями о задержании крупных партий контрабандного топлива, которое "с целью обогащения под покровительством отдельных должностных лиц направлялось в другие страны для сбыта по завышенной цене". Возбуждались уголовные дела, взимались миллионные штрафы. Но ожидаемого результата карательные меры не дали.

По мнению экспертов, причина тому - огромные деньги, которые получают контрабандисты, и прямая заинтересованность высокопоставленных чиновников в том, чтобы незаконный вывоз ГСМ продолжался. "У нас есть письмо от прокурора Баткенской области генеральному прокурору, в котором говорится, что по факту контрабанды было возбуждено 20 уголовных дел, но все они были закрыты из-за звонков "сверху", - рассказал глава общественного объединения "Эр Айдоочу" Качкынбек Булатов.

Штабные меры

В начале 2012 года в республике создали координационный штаб по противодействию контрабанде горюче-смазочных материалов, в который вошли руководители правоохранительных органов Баткенской области. "Если в ближайшее время штаб не сумеет добиться ощутимых результатов, то его состав будет изменен, - пригрозил премьер-министр Киргизии Омурбек Бабанов. - Я готов менять состав руководителей областных структур, ответственных за борьбу с контрабандой ГСМ, каждый месяц - до тех пор, пока не будет поставлен надежный заслон вывозу топлива".

Однако нововведение лишь привело к увеличению количества возбужденных уголовных дел. На сегодня их больше 50. Но это, увы, прекращению незаконного вывоза бензина и дизельного топлива в Таджикистан (РТ) не способствовало. Действенным способом борьбы с контрабандой ГСМ, по мнению представителей государственной таможенной службы (ГТС) республики, могло бы стать усиление налогового администрирования и уравнивание цен на горюче-смазочные материалы на рынках Киргизии и РТ. Тогда, как полагают в ГТС, для контрабандистов исчезнет стимул. Но если первая мера может быть разработана и введена в рамках одной страны, то изменение ценовой политики должно обсуждаться на межгосударственном уровне и с обязательным участием России. Пока же руководителям правоохранительных органов страны остается лишь отчитываться об успехах в борьбе с последствиями проблемы, но не с ее истинными причинами.

Контрабанды нет?

Глава ассоциации нефтетрейдеров Киргизии Жумакадыр Акенеев, тем временем, утверждает, что контрабанды ГСМ в объемах, обозначенных правоохранительными органами, просто нет.

- Сегодня республика получает горюче-смазочные материалы только из России. Ежемесячно - 80 тысяч тонн бензина и дизельного топлива. 45 тысяч остается на севере, 35 - уходит на юг страны. О контрабанде российского топлива сегодня говорится много. Но первой о ней заявила именно ассоциация нефтетрейдеров. Я в прошлом году общался с губернатором Баткенской области, и он рассказал, что ежедневно в Таджикистан выезжает около 40 бензовозов. Совместно с финансовой полицией мы провели расследование. Оказалось, что машины перевозили топливо через область транзитом. Бензин закупался в Казахстане. Раньше перевозки шли через Узбекистан, но последний закрыл железную и автомобильную дороги, ведущие в Таджикистан, и перевозчики вынужденно везли ГСМ через территорию Киргизии. В результате население области видело проезжающие бензовозы, возмущалось, требовало принятия мер. Так, на мой взгляд, и возникли слухи о проблеме контрабанды. Но это был не российский "беспошлинный бензин", - рассказал "РГ" Жумакадыр Акенеев.

- Контрабанда топлива есть, конечно. Примерно 0,3 процента от общего количества завозимого в республику бензина, по моим подсчетам, уходит в Таджикистан. Но, так сказать, мелким оптом. Из Таджикистана заезжает машина с пустым баком, заправляется на киргизской заправке, возвращается обратно. Бензин сливается. Я думаю, что ежедневно таким образом переправляется от 5 до 8 тонн топлива. Это мизер, - сказал Акенеев.

Между тем, глава ассоциации нефтетрейдеров сомневается в точности представляемых правоохранительными органами цифр, касающихся контрабанды ГСМ.

- Десятки бензовозов ежедневно? Давайте посчитаем. Как я уже сказал, 35 тысяч тонн горюче-смазочных материалов ежемесячно переправляется на юг республики. Если бы каждый день в Таджикистан выезжали 30-40 бензовозов, как говорят, то не только Баткенская область, весь южный регион очень быстро почувствовал бы дефицит ГСМ. Я помню, как киргизские таможенники и пограничники отчитывались перед бывшим в то время премьер-министром республики Алмазбеком Атамбаевым о том, что задержали 500 тонн контрабандного топлива. Атамбаев их прервал, сказал, что речь идет не о 500, а о 23 тысячах тонн. А потом выяснилось, что незадолго до совещания через пропускной пункт "Сосновка" прошли машины нефтетрейдеров, перевозившие 20 с лишним тысяч тонн бензина. Это была обыкновенная внутренняя перевозка с севера на юг страны. Вот так неверная информация стала причиной недопонимания, - объяснил Жумакадыр Акенеев.

В общем же, по его данным, в республике сегодня - самая стабильная ситуация с обеспечением ГСМ на всем постсоветском пространстве. При том, что цены на тот же бензин в Киргизии одни из самых низких.

Тем временем

Россия увеличила объем поставок беспошлинных ГСМ в Киргизию на 20 процентов. По официальной информации, в 2012 году в республику ввезут не 850 тысяч, а 1 миллион 50 тысяч тонн горюче-смазочных материалов без уплаты 30-процентной экспортной пошлины.

Напомним, что договоренность об отмене экспортной пошлины на ввоз российских ГСМ в Киргизию была достигнута в марте 2011 года во время встречи Владимира Путина и Алмазбека Атамбаева, занимавших тогда должности премьер-министров РФ и КР.

По словам Алмазбека Атамбаева, введение пошлины в 2010 году привело к повышению цен на бензин в республике и могло сильно ударить по карману киргизстанцев.

Кыргызстан