02.08.2012 00:34
В мире

Бируте Бураускайте: Литва стала полигоном решения "еврейского вопроса"

В Литве выявили более тысячи участников холокоста. Никто из них не был осужден
Текст:  Виктор Фещенко
Российская газета - Федеральный выпуск: №175 (5848)
Центр геноцида и сопротивления Литвы доказал участие 1070 литовцев в геноциде евреев в годы Второй мировой войны. Однако этот список пока не окончательный и еще будет пополняться. Руководитель Центра Бируте Бураускайте рассказала "РГ", как проходило исследование и зачем оно вообще нужно.
Читать на сайте RG.RU

- В своем исследовании вы взяли за основу список литовских участников холокоста из Интернета, который насчитывал около пяти тысяч человек. Как вы проверяли о них информацию?

Бируте Бураускайте: Это было довольно трудно. Список, который был опубликован еще в 1999 году в литовской газете "Преступление и наказание", был голый - без указания документов, из которых почерпнута информация. Когда мы устранили повторы, список стал фамилий на 700 короче.

Потом мы исследовали документы и можем с уверенностью говорить, что 1070 входивших в список людей действительно причастны к холокосту. 534 из них непосредственно участвовали в расстрелах. Остальные охраняли лагеря, где содержались евреи, конвоировали их или распределяли имущество убитых жертв. Впрочем, возможно, что они причастны и к убийствам, но подтверждений этого у нас нет.

Вокруг холокоста существует миф, что в нем участвовали чуть ли не все литовцы

- Однако больше трех тысяч человек из первоначального списка в ваш не попали. Их имя оправдано или про них просто нет сведений?

Бируте Бураускайте: О них известно только, что они были членами административных структур, которые, например, хранили имущество, которое отнималось у жертв. То есть по сути они были низшим звеном, администраторами в полицейских структурах. Их личное участие в холокосте не доказано, поэтому пока эти три тысячи человек остаются за пределами списка.

- Открылись ли во время исследования имена участников холокоста, не упомянутые в предварительном списке?

Бируте Бураускайте: Да, около тысячи человек. Это означает, что если продолжать изучение архивных и историографических источников, список может быть расширен.

- Вы не связывались с потомками тех, чье участие в холокосте было вами доказано?

Бируте Бураускайте: А имеет ли это смысл? Что они могут нам рассказать? Они же сами ничего не знали. Те, кто занимался такими кровавыми вещами, вряд ли говорили об этом в семье.

- В исследовании говорится, что командиры литовских партизан, боровшиеся с советской властью, не причастны к уничтожению евреев. Вы специально проверяли эту информацию?

Бируте Бураускайте: Да, хотя, конечно, я не могу твердо сказать, что ни один бывший участник холокоста потом не остался воевать вместе с партизанами. Но такую информацию мы все время изучаем. Несколько таких случаев у нас исследовано, и все они оказались неправдой.

- Можете ли вы составить портрет среднего участника?

Бируте Бураускайте: Самый большой процент составляли малограмотные наемные работники. По возрасту в среднем около 30-40 лет.

- Литовские власти проявили заинтересованность в вашем докладе?

Бируте Бураускайте: Вокруг холокоста существует миф, что в нем участвовали чуть ли не все литовцы. Конечно, нас это обижает. Мы совершили ошибку, не сосчитав своих преступников еще 20 лет назад. Зато вскоре наше правительство с цифрами в руках сможет опровергать слова оппонентов о "поголовном участии литовцев в холокосте". Другое дело, что для нас любое количество таких участников неприятно. Но это наша история, и мы должны с ней как-то жить.

Впрочем, еще необходимо, чтобы нашими историческими исследованиями занялась прокуратура. Мы правовое государство, у нас есть презумпция невиновности, поэтому, чтобы кого-то обвинять, нужно провести суд. Хотя мы как историки видим неопровержимые доказательства того, что упомянутые нами люди действительно выполняли кровавую работу.

- То есть вы планируете процессы над участниками холокоста, большинство из которых уже ушли из жизни?

Бируте Бураускайте: Я не думаю, что это будут отдельные судопроизводства для каждого. Но все-таки юридические обоснования необходимы.

- Вы также говорили, что пока окончен только первый этап исследования. Что планируется сделать на втором?

Бируте Бураускайте: Более детально исследовать полицейские структуры. Мы же хотим разобраться, кто работал в этих структурах, какие функции они исполняли. К сожалению, число участников холокоста после этого увеличится.

- В израильском музее холокоста можно найти информацию, что в большинстве регионов и стран было уничтожено порядка 70 процентов от проживавших там евреев. При этом в странах Балтии таковых 90 процентов. С чем вы связываете такую статистику?

Бируте Бураускайте: У меня создалось впечатление, что Литва стала полигоном "Окончательного решения еврейского вопроса". Нацисты пробовали реализовать этот план именно здесь, так как мы удалены и изолированы от европейского общества. К тому же, если, допустим, взять Эстонию, то там, к началу немецкой оккупации, оставалось четыре тысячи евреев. Они были истреблены полностью.

- Некоторые связывают это с тем, что сами жители стран Балтии охотно участвовали в гонениях на евреев. Правда ли это? Почему?

Бируте Бураускайте: Конечно, какая-то часть участвовала, но я не знаю, какой процент. Многие конфликты между литовцами и жившими в те годы в Литве евреями носили экономический характер. Хотя в быту существовал и латентный антисемитизм. Но могу утверждать: у нас не было никаких погромов ни в царское время, ни при независимой Литве.

Литва