02.08.2012 11:20
Власть

В Приамурье принята программа по борьбе с лесными пожарами

На борьбу с пожарами выделяют огромные средства, но тайга продолжает гореть
Текст:  Татьяна Александрова
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (5848)
В Приамурье приняли областную программу "Развитие лесного хозяйства до 2015 года". В 2012-м на реализацию ее мероприятий из федерального и областного бюджетов выделят более 360 миллионов рублей. Общий объем финансирования составит 1,5 миллиарда.
Читать на сайте RG.RU

В числе основных задач программы - предупреждение лесных пожаров, их своевременное обнаружение и ликвидация, развитие соответствующей материально-технической базы, обучение специалистов и восстановление лесов.

По данным правительства области, площадь лесов Приамурья - более 30,5 миллиона гектаров, они занимают 64 процента всей территории. Но безжалостная вырубка в течение многих десятилетий привела к тому, что наиболее ценные, высокопродуктивные леса сохранились лишь в верхнем течении реки Селемджи. По сути, это последняя лесорезервная территория области. К счастью, промышленная заготовка древесины здесь не ведется - местность слабо освоена хозяйственниками. Зато в районе нередки природные пожары, справиться с которыми достаточно трудно.

Полтора миллиарда рублей выделили в области на борьбу с лесными пожарами

Впрочем, с начала весны до сентября возгорания вспыхивают практически по всей территории области, уничтожая тысячи гектаров тайги. Управление МЧС по Амурской области ежегодно регистрирует на территории региона свыше 200 лесных пожаров, ущерб от них составляет по самым скромным подсчетам сотни миллионов рублей. Но, по мнению экспертов, в действительности все обстоит гораздо хуже. Кроме прямого ущерба, наносится урон всей экологической системе Приамурья, уничтожаются ценные виды растений, занесенных в Красную книгу, редкие животные.

Немалая часть всех возгораний - дело рук человека.

- В принятой программе уделяет большое внимание формированию у жителей Приамурья бережного отношения к лесу, - считает руководитель управления лесного хозяйства Амурской области Алексей Венглинский.

То, что на сохранение амурского леса направляют немалые средства, не может не радовать. Но реалии последнего времени показывают парадоксальную картину: чем больше денег вкладывает область в лесное хозяйство, чем серьезнее проводит мероприятия, тем все больше леса сгорает.

- То ли население стало более беспечным, то ли климат изменился, то ли грозы теперь необычно сильные, но таких природных пожаров лет двадцать назад я не наблюдал, - говорит житель Селемджинского района, 69-летний Антон Ситников. - Я потомственный охотник, все лето провожу в тайге, знаю здесь все тропы, с лесными пожарами не раз встречался. Но в прошлом году от огня еле ушел. Сгорело так много леса, что до сих пор охотиться негде. А вот чтобы кто-то тушил пожар, я не заметил.

Как считает охотник, причины непростой ситуации кроются в безответственности людей и, что немаловажно, в бездеятельности местной власти. Кстати, это подтверждает прокуратура Амурской области. Ее проверки по фактам природных пожаров в 2011 году привели к возбуждению ряда уголовных дел. Следователи выяснили, что местные власти "экономили" на противопожарном обустройстве лесов. Многие сельсоветы не выполняли мероприятия, предупреждающие переход огня на населенные пункты. Большой пожар в Норском заповеднике, охвативший более 900 гектаров охраняемой территории, выявил красноречивые факты. Руководство заповедника своевременно не сообщило о возгорании, а впоследствии из рук вон плохо организовало тушение. Следственный комитет в связи с этим возбудил уголовное дело по ч.1 ст. 293 УК РФ ("Халатность").

В том же году было уничтожено 2,2 тысячи гектаров леса в Дугдинском лесничестве. Здесь тоже возбудили уголовное дело по статье "Халатность". Всего в отношении должностных лиц в 2011-м завели десять уголовных дел.

2012 год стал настоящим испытанием для тех, кто должен охранять и защищать амурский лес. Несмотря на то, что в области действовали три оперативных штаба во главе с членами правительства Приамурья, весной и в начале лета огонь стал выходить из-под контроля. В результате сгорели большие участки леса.

Расследуя факты возникновения лесных пожаров, амурская прокуратура пришла к выводу, что данные о них, предоставляемые управлением лесного хозяйства и Амурской авиабазой, часто являются недостоверными, многие возгорания вообще не регистрируют.

- Наши сотрудники установили, что официальные сведения о площади некоторых лесных пожаров были занижены в несколько раз, - говорит помощник прокурора Амурской области Валентин Бурсянин. - Так, в Зейском и Магдагачинском районах, по официальным сведениям, горели 526 гектаров леса, а летчики, обследовавшие эту местность, зарегистрировали огонь на 2,5 тысячи гектарах.

Компетентно

Алексей Тарамурин, заместитель отдела гослесоконтроля и пожарного надзора управления лесного хозяйства Амурской области:

- Уничтожать амурский лес, кроме пожаров, активно помогают и "черные" лесорубы. Сколько их находится на территории области, не знает никто. В 2011 году было официально зафиксированы 115 незаконных рубок, ущерб от незаконных лесозаготовок составил 23 миллиона рублей. Поэтому правительство области решило поставить под контроль ГЛОНАСС транспортировку предназначенных на экспорт лесоматериалов. Ведь до сих пор получалось так: останавливаем лесовоз и проверяем у водителя только права и накладные. А откуда везут лес, насколько законно он добыт, - неизвестно. Новая же система позволит организовать строгий учет вывоза древесины. Такая мера, безусловно, поможет бороться с незаконной вырубкой леса, правда, заготовители идут на нее не очень охотно.

Регионы Амурская область Дальний Восток