02.08.2012 00:05
Происшествия

Пермское УГИБДД: Юные водители скутеров все чаще попадают в ДТП

Пермское УГИБДД: Юные водители скутеров все чаще попадают в ДТП
Текст:  Константин Бахарев (Пермь)
Российская газета - Неделя - Пермский край: №0 (5849)
Пермская госавтоинспекция озабочена ростом дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклов, скутеров и велосипедов. Многие владельцы двухколесного транспорта игнорируют правила дорожного движения или даже не знают их.
Читать на сайте RG.RU

Переломный момент

Июньские и июльские сводки пермского управления ГИБДД почти каждую неделю сообщают об авариях со скутерами, мопедами и прочим "легким" транспортом. Только в Перми с начала года по вине водителей мототранспорта зарегистрировано 17 ДТП, в которых два человека погибли, 18 получили серьезные травмы. По краю произошло 125 таких ДТП, в которых 9 человек погибли и 150 ранены.

Шестого июля в Осинском районе автомобиль ВАЗ-21144 сбил двигавшийся навстречу скутер. Водитель скутера госпитализирован с тяжелыми травмами. 12 июля в Октябрьском районе мопед Vento-Riva врезался в попутную "Оку", поворачивающую налево. Оба "седока" мопеда после этого попали в больницу. 16 июля в садовом кооперативе возле села Устиново девушка не справилась с управлением скутером, перевернулась в придорожную канаву и была госпитализирована с переломами в состоянии комы.

- Водители скутеров, мопедов и прочей подобной техники - одни из самых незащищенных участников дорожного движения после пешеходов, - говорит Владимир Васенин, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД РФ по Пермскому краю. - Если их скорость приближается к 20 километрам в час, то при падении травма уже неизбежна.

Как правило, сотрудники ГИБДД не пытаются преследовать мчащиеся с бешеной скоростью мопеды только из-за того, что их седоки могут опрокинуться и получить серьезные ранения. А владельцам такой техники, пока они не побывают в больнице с переломами и сотрясениями мозга, даже в голову не приходит почитать правила дорожного движения.

Неуправляемые

Для управления скутером, как и мопедом или велосипедом, не требуется никаких разрешающих документов, в том числе и медицинских. Приобрести двухколесное средство передвижения так же легко, а поэтому дороги края сейчас заполнены подобным транспортом. А управляют им зачастую те, кого безопасность и дорожный этикет вообще не интересуют. В большинстве это подростки, даже не осознающие опасности. Например, в Краснокамском районе 14-летний парень гонял на скутере по дорожкам стадиона поселка Майский. И умудрился зацепить передним колесом двухлетнюю девочку, гулявшую там же с родителями. Ребенок госпитализирован.

- Скутер - это такое же средство повышенной опасности, как и любой другой транспорт, - отмечает Владимир Васенин. - И лицо, управляющее им, - водитель с такими же, как и у остальных шоферов, правами и обязанностями. И он должен выполнять правила дорожного движения.

При поездке на скутере водитель и пассажиры должны надеть защитные шлемы. Право на управление мопедом, скутером наступает с 16 лет. Водитель скутера обязан соблюдать требования дорожных знаков и разметки, а по дорогам двигаться как можно ближе к правой обочине. За ДТП, совершенное малолетним водителем, отвечать будут его родители.

Воспитать водителя

По мнению сотрудников ГИБДД, главную роль в предотвращении ДТП с мототранспортом должны играть родители подростков. Если они решили купить сыну скутер, мопед или мотоцикл, то обязаны чуть ли не ежедневно напоминать ему о соблюдении дорожных правил. Однако многие из родителей не осознают потенциальной угрозы и воспринимают приобретенный мопед как обычную игрушку, с которой забавляется их отпрыск. Последствия таких легкомысленных забав печальны.Например, в Сиве 12-летний паренек решил прокатить на мотоблоке двух своих друзей, не справился с управлением, врезался в забор - друзья оказались в больнице.

- На федеральной трассе около села Лобаново меня лихо подрезал мотороллер, - вспоминает Владимир Васенин. - За рулем, как оказалось, был 12-летний ребенок. В кузове мотороллера - шестеро детей: мальчики, девочки - ровесники водителя. Поехали в магазин за леденцами. Оказалось, малолетний водитель без ведома родителей взял мотороллер и повез компанию друзей на своеобразный шопинг. В итоге отца оштрафовали.

Сотрудники ГИБДД основной упор в работе делают на родителей скутеристов, сочетая методы убеждения и принуждения. Гаишники останавливают юных на вид скутеристов и проверяют их. Если водитель не достиг 16 лет, транспорт изымается, и родителей приглашают в ГИБДД. Они должны предъявить документы на скутер и оплатить время его пребывания на штрафстоянке. Разбор инцидента на комиссии по делам несовершеннолетних, как правило, завершается штрафом. В следующий раз родители задумаются, стоит ли тратить средства семейного бюджета на опасные потехи своего отпрыска, и, может быть, придумают, как контролировать опасное увлечение.

К слову сказать, в 27 странах Евросоюза садиться за руль мопеда можно только при наличии водительского удостоверения. Аналогичный порядок допуска водителей мопедов действует в Австралии, Республике Беларусь, Вьетнаме, Индии, Канаде, Китае, Новой Зеландии, Таиланде, Украине и Японии. В ГИБДД РФ считают, что такая же норма нужна и в России.

Под рев мотора

Немало забот сотрудникам ГИБДД доставляют и мотоциклисты, которые летом носятся по улицам городов, оглушая граждан ревом своих моторов. С начала года гаишники привлекли к административной ответственности 449 мотоциклистов, но еще больше виновных остались без наказания.

- Несознательные владельцы мотоциклов не реагируют на требования наших сотрудников, - говорят сотрудники госавтоинспекции. - Но мы их не преследуем. Во-первых, нарушитель, уходя от погони, может причинить вред другим участникам дорожного движения, а во-вторых, сам мотоциклист может разбиться и погибнуть.

В Чусовском районе мотоциклист решил продемонстрировать своим друзьям несколько цирковых номеров. Он отпустил руль и залез ногами на сиденье. В результате мотоцикл перевернулся, а несостоявшийся каскадер погиб.

Мотоциклисты с удовольствием "рычат" моторами на улицах населенных пунктов, а наказать их за это нельзя. Чтобы доказать, что шум от мотоцикла во дворе жилого дома превышает санитарные нормы, необходимы замеры с привлечением специалистов Роспотребнадзора. К тому же законодательство никак не ограничивает громкость шумов, происходящих от транспортных средств. Так что жителям края с помощью законных методов защититься от мотоциклетного рева практически невозможно. Остается лишь уповать на культуру самих мотоциклистов, но сознательные байкеры - большая редкость.

Без защиты

Велосипед - отличный транспорт для отдыха и занятий спортом, и в Перми с каждым годом можно встретить все больше людей, усердно крутящих педали. Однако, если взрослые велосипедисты ведут себя на автодорогах аккуратно и осторожно, то дети беспечны. В Кировском районе Перми водитель иномарки при въезде во двор сбил 9-летнего мальчика. В итоге ребенок получил сотрясение головного мозга и потерял три зуба.

Родителям маленьких велосипедистов надо помнить, что разрешать детям ездить по автодорогам можно только после 14 лет. При этом они обязательно должны надеть шлемы. Не помешают и наколенники с налокотниками. Кроме того, в Перми для велосипедистов в некоторых районах оборудованы специальные дорожки, а место проезда по дорогам обозначено пластиковыми столбиками. Поэтому, чтобы не случилось несчастья, передвигаться нужно именно там, а не искать кратчайших, но опасных путей.

комментарий

Олег Чуркин, начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю:

- Дорожное движение - это сложная и опасная система. Чтобы уцелеть в ней надо соблюдать установленные правила. Особенно это касается подростков, которых с каждым годом все больше и больше на дорогах Прикамья. Огромную роль в обеспечении их безопасности играет родительское воспитание. Они должны понимать, что дети пытаются подражать им во всем. И если отец лихачит за рулем автомобиля на трассе, значит, и ребенок станет правила нарушать. Поэтому необходимо воспитывать ребят не только словами, но и личным примером.

на заметку

Родители юных скутеристов могут быть привлечены по статье 5.35 КоАП РФ "Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних". Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей".

Кстати

По данным УГИБДД, чаще всего дети попадают в ДТП по понедельникам, средам и воскресеньям, а самое аварийное время суток - около 8 часов и с 13 до 20 часов.

ДТП Пермский край Пермский край