Сегодня в России 25 ОЭЗ, из них промышленно-производственного типа - всего 4: "Липецк", "Алабуга" (Татарстан), "Тольятти" и "Титановая долина" (Свердловская область). Уральскому проекту уже 1,5 года, но до сих пор строительство площадки не вошло в активную фазу.
Областные власти надеются, что ситуация изменится после того, как к созданию уральской ОЭЗ подключится федеральный бюджет. В частности, "Титановая долина" получит финансирование по линии минэкономразвития как территория, способствующая формированию инновационного кластера. Эксперты подчеркивают, что в рамках кластера будут поддерживаться те направления деятельности, которые нельзя развивать в ОЭЗ, являющейся, согласно действующему законодательству, индустриальным парком. Речь идет в первую очередь о научных исследованиях, внедренческой инфраструктуре.
- Мы считаем перспективным включение ОЭЗ в кластеры, хотя кластер - более широкое понятие, чем особая экономическая зона, - поясняет Артем Шадрин. - Это поможет сделать каждую ОЭЗ еще привлекательнее: бизнес будет заходить сюда не только за льготами и инфраструктурой, но и за связями с другими предприятиями, в том числе научными, опытно-экспериментальными, которые формально находятся вне зоны, но фактически являются ее частью. Кроме того, за счет формирования кластеров на основе ОЭЗ получится поддержать малый и средний бизнес, обеспечив его заказами.
"Титановая долина", к примеру, формально - зона технико-внедренческая, но она может способствовать развитию под Верхней Салдой мирового центра по разработке новых технологий материаловедения и агломерации с численностью населения более 400 тысяч человек.
Однако финансирование - далеко не единственная проблема, которую предстоит решить этой промышленной площадке.
- Особая экономическая зона должна стать информационно открытой. Необходимо сформировать техническое задание для сервисных компаний и обозначить услуги, в которых нуждается особая экономическая зона. Благодаря этому бизнес поймет, чем он может быть полезен, - комментирует вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Александр Макаров.
Как отмечают иностранные эксперты, Свердловской области стоит привлечь все доступные информационные ресурсы для продвижения ОЭЗ, чтобы информация о нем поступила к инвесторам. Они даже предложили провести роуд-шоу проекта за рубежом (серию встреч, где можно будет задать руководству ОЭЗ интересующие вопросы). В частности, сформулированы ли в регионе четкие и открытые правила сотрудничества между властью и предпринимателями, гарантии сохранности инвестиций?
- Бюрократия сильно тормозит развитие российских ОЭЗ, - отмечает президент Ассоциации итальянских предприятий в России Витторио Торрембини, который был директором четырех предприятий в ОЭЗ "Липецк". - Сегодня многие вопросы решаются на уровне Москвы, хотя с ними можно справиться на региональном уровне и значительно ускорить процесс. Как показывает российская практика, успех особых экономических территорий во многом зависит от личной заинтересованности первых лиц региона, потому что изменения законодательства порой ждут годами.
Еще одним камнем преткновения для "Титановой долины" могут стать кадры. Свердловские власти заявляют, что ОЭЗ даст области около 13 тысяч рабочих мест. Однако пока не совсем понятно, где взять желающих трудиться на этих местах. По словам замглавы Нижнего Тагила по стратегическому развитию и инвестициям Юрия Кузнецова, в Верхней Салде проживает около 40 тысяч человек, из них трудоспособных - порядка 20 тысяч, однако в большинстве своем они уже имеют работу.
Не найти достаточного количества свободных рук и в соседнем Нижнем Тагиле. Не хочется, чтобы повторилась ситуация, как в ОЭЗ "Тольятти", где из-за нехватки кадров иностранный производитель автомобилей был вынужден приостановить строительство предприятия.