Российская газета: Вячеслав Григорьевич, согласно данным, которые опубликовало ваше ведомство, с января по май 2012 года из Зауралья уехало 13 796 человек, а прибыло всего 10 496. В прошлом году эта пропорция была в 1,3 раза меньше. Не кажется ли вам, что миграционная убыль населения приобретает угрожающий характер?
Вячеслав Федоров: Я бы не стал делать такие мрачные выводы. Дело в том, что с введением в 2011 году новой формы отчетности Росстат учитывает даже тех, кто временно покидает пределы области. Если, допустим, человек на год или два перебрался работать по контракту в другую местность, а потом возвращается, он все равно автоматически попадает в раздел выбывших. Отсюда - резкий статистический скачок.
С другой стороны, миграционный отток действительно имеет тенденцию к росту. Это легко проследить по цифрам: в 2009 году миграционная убыль населения составила 2161 человек, в 2010 году - 4226, в 2011-м - уже 9952.
РГ: Интересно, куда уезжают зауральцы?
Федоров: В основном в другие регионы России. В нынешнем году таким образом сменили место жительства 7308 человек. По-прежнему привлекают зауральцев соседние субъекты УрФО. Например, в Тюменскую область уехало на 2035 человек больше, чем прибыло из нее, в Челябинскую - на 611, в Свердловскую - на 574. Отток населения в российские регионы частично компенсируется за счет мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья. За счет внешней миграции население Курганской области в 2012 году выросло на 590 человек. Большинство приезжает из Казахстана (31,8 процента), Таджикистана (22,7 процента), Азербайджана (14,9).
РГ: Как сказывается миграционная убыль населения на экономике области и ее социальном положении?
Федоров: Если учесть, что все показатели социально-экономической статистики рассчитываются как среднедушевые и отражают уровень и качество жизни населения, то миграционная убыль для нашего региона играет отрицательную роль. Так, по итогам всероссийской переписи 2002 года в Зауралье проживало 1,1 миллиона человек, а по итогам переписи 2010 года - уже 910,8 тысячи. Курганская область сразу перешла в категорию малых субъектов РФ. В малонаселенных муниципальных районах началось сокращение представительств федеральных и областных структур.
Кроме того, от численности населения напрямую зависят размер дотаций субъекту РФ из федерального бюджета, финансирование мер социальной поддержки, инвестиционных и других программ. А самый большой урон от миграционной убыли - потеря квалифицированных кадров. Их недостаток уже остро ощущается и на заводах, и в больницах, и в школах.
РГ: Что может остановить миграционный отток населения, на ваш взгляд?
Федоров: Мы анализировали причины, побуждающие граждан уезжать из Курганской области. Так вот, на втором месте после личных и семейных обстоятельств - поиски работы. Из-за этого поменяли место жительства в прошлом году около 5000 человек. Таким образом, вывод напрашивается сам собой: чтобы люди не уезжали, надо обеспечить им работу и достойный доход. К сожалению, в сельских районах, где наблюдается самый высокий отток населения, вакансий мало, а зарплата не доходит даже до 10 тысяч рублей. Незавидные доходы и у сотрудников промышленных предприятий области. В целом среднемесячная заработная плата по региону в этом году составляет 15,9 тысячи рублей, в то время как в соседней Челябинской области она давно перешагнула за 20 тысяч. Надеюсь, с открытием в Курганской области новых производств и региональной поддержки фермерства мы сумеем остановить миграционную убыль.