10 лет назад на северной стороне Севастополя построил дачу российский журналист Рустам Арифджанов (кстати, недавно возглавивший первый в РФ мусульманский телеканал). И каждый год в последнее воскресенье июля он поднимает над домом российский флаг. Большой, с моря видно. Хорошо видно, потому что дом стоит над Константиновским равелином. На фундаменте капониров - бетонных дотов, построенных для защиты города от неприятеля еще в царские времена, века полтора назад.
В одном из этих дотов-бункеров, мрачно возвышающихся в саду, дети когда-то нашли железную кровать и "Комсомольскую правду" 1937 года. А дальше куда-то вел подземный ход, но на том поиски хозяин прекратил: со времен войны здесь полно мин. В архиве местного музея хранилась рукописная схема подземных укреплений северной стороны, но в 90-х ее выпросил киевский депутат - "писать диссертацию", да скоропостижно скончался, и карта в музей уже не вернулась. В итоге что там под землей, куда ведут все эти подземные ходы и как они связаны меж собой - сегодня один Бог знает.
В конце июля к Арифджанову обычно приезжает много народу - заодно и парад кораблей посмотреть, у него с огромной террасы на 3-м этаже видно не хуже, чем с трибуны в Севастополе - не зря здесь когда-то артиллерийская батарея стояла. В этом году собрались гости из Калининграда, Баку, белорусского Шклова, Тель-Авива, Симферополя, Судака и Москвы. Сидели все на бывшей господствующей высоте под гордо реющим российским флагом.
А сосед, глядя на все это, свой флаг вывесил - украинский. Правда, у него и дачка миниатюрнее, и флаг поменьше - Арифджанов-то свой специально из Москвы привозит. Так и развевались в День ВМФ над дачами на северной стороне Севастополя два флага. Что символично: в этом году впервые в военно-морском параде участвовали совместно российские и украинские корабли. Наконец-то.
А потом Севастополь гулял. Пел песни про "город русских моряков", ходил в бескозырках, смотрел концерты на открытых площадках, говорил тосты. Тосты были на русском: в городе почти 90 процентов жителей - русские. На каком же еще языке им говорить?