03.08.2012 00:00
Культура

Режиссер Виталий Мельников попытался разгадать Антона Чехова

Режиссер Виталий Мельников попытался разгадать писателя Антона Чехова
Текст:  Елена Боброва
Российская газета - Федеральный выпуск: №177 (5850)
Десять фильмов будет показано в рамках конкурса игрового кино "Осенние премьеры" XX юбилейного кинофестиваля "Окно в Европу", который пройдет в Выборге с 12 по 19 августа, всего на фестивале покажут 76 картин.
Читать на сайте RG.RU

Среди участников конкурса игрового кино представлен фильм известного мастера Виталия Мельникова "Поклонница", в которой заняты такие звезды театра и кино, как Олег Табаков, Светлана Крючкова, Кирилл Пирогов, Алексей Девотченко.

Однажды случайно наткнувшись на томик мемуаров писательницы начала ХХ века Лидии Авиловой "Чехов в моей жизни" и перечитав его, петербургский режиссер Виталий Мельников ("Начальник Чукотки", "Старший сын", "Бедный, бедный Павел", "Агитбригада "Бей врага!") заинтересовался историей последней любви Чехова. Что связало молодую благополучную даму, мать троих детей, со знаменитым, немолодым уже писателем, умирающим от чахотки и знающим о своей участи? Они встречались урывками и сами не ожидали, что их роман выльется в трагические отношения, которые они тщательно скрывали. Судя по сохранившимся письмам Чехова и Авиловой, как раз 120 лет назад началась их переписка... Только после смерти мужа и Чехова Авилова опубликовала мемуары.

Фильм был показан в рамках Московского международного кинофестиваля.

Виталий Вячеславович, когда три года назад вы начали съемки, могли ли вы предположить, что они растянутся на столь долгое время?

Виталий Мельников: Ну конечно, нет. Признаюсь, мне даже в голову не могло прийти, что картине, тем более накануне чеховского года, не дадут "зеленый свет". Я думал, мы сумеем снять за год, а прошло три, которые, к тому же, совпали с экономическими проблемами. Естественно, мы рассчитывали на государственную поддержку, но ее удалось получить лишь в самом конце, и все это время мы снимали исключительно в долг.

Был момент, когда возникло опасение: картина не состоится вовсе?

Виталий Мельников: И не раз. И, наверное, фильма бы не было, если бы не осознание всех, кто над ним работал, что это все-таки Чехов. Актеры снимались практически в долг, и на этом "обожди" держались все три года. Я был приятно поражен, что в наше корыстное время собралась команда людей, которые жили надеждой. Особое спасибо Олегу Павловичу Табакову (он сыграл литератора Николая Лейкина, издателя столичного журнала "Осколки", в котором Чехов активно печатался. - Прим. ред.), он не только снимался под наши обещания, но и сделал все возможное, используя свое положение и авторитет, чтобы картина состоялась.

Чехов считается квинтэссенцией русской интеллигентности, но в то же время сам писатель называл интеллигентов слизняками и мокрицами.

Виталий Мельников: В этом нет никакого противоречия. Все большие русские писатели отчаянно ругали Россию, русский народ, русские привычки - не от ненависти, наоборот, от большой любви и рождающейся от этого боли. И Чехов на самом деле болел душой за интеллигенцию. Хотя, конечно, он прекрасно знал всю подноготную интеллигенции, все движения ее души. Есть что-то показное, половинчатое, театральное в этой искусственно созданной прослойке, как ее стали называть позже. Для меня одним из первотолчков сделать этот фильм была схожесть происходящего в среде интеллигенции в чеховское время и в наше. Сто лет назад в России появилась Дума, зазвучали понятия "гласность", "свобода творчества" - понятия, о которых у нас мечтали десятилетиями, веками. И одновременно веяло предчувствие, что это еще не все, что что-то очень большое надвигается на нашу страну. Все нам знакомо, неправда ли?

Тогда почему вы решили назвать фильм "Поклонница", а не оставить рабочее название "Львы, орлы и куропатки"?

Виталий Мельников: Во-первых, по ходу дела выяснилось, что не все знают "Чайку", а значит, цитата из нее непонятна большинству. Во-вторых, это картина не только о Чехове, но и о Лидии Авиловой, об их взаимоотношениях.

Как рассказывает Кирилл Пирогов (актер московского театра Петра Фоменко сыграл Чехова. -- Прим. ред.), вы на съемках повторяли фразу: "Только чтобы Чехов не был памятником".

Виталий Мельников: Чехов был таким же человеком, как и все, - голова, две руки, две ноги. Он любил и страдал, как любят и страдают все люди. Именно из образа Чехова, каким он предстает в мемуарах Авиловой, и возник замысел фильма.

К счастью, эту историю рассказывает режиссер, которого не привлекают "жареные" факты. А ведь многим было бы интересно вытащить именно это на поверхность.

Виталий Мельников: Естественно, я и не собирался снимать с точки зрения сенсационности. Но самое интересное, что очень многие меня спрашивали: "А было или не было то самое между Авиловой и великим Чеховым?". Вот, оказывается, какой самый главный вопрос!

Чеховеды, наверное, уже волнуются?

Виталий Мельников: Безусловно, они будут смотреть фильм пристрастно. Но надо понимать, что я снял художественный фильм, а значит, вымысел уместен. Я вовсе не претендую на то, чтобы быть последней инстанцией. "Поклонница" - это лишь мои попытки разгадать загадку отношений Чехова и Авиловой, загадку личности самого Чехова. Когда я писал сценарий, я, конечно, опирался на факты, и, говоря "за Чехова", старался максимально использовать его высказывания. Но когда из этих разрозненных фактов выстраивалась история, она тотчас становилась игровой - по количеству неожиданностей, которые таятся во взаимоотношениях наших героев.

Наше кино