К такому выводу пришли российские участники видеомоста Москва - Париж, обсуждая тему "Налоги для богатых: цена вопроса".
Надо увеличить налогообложение дивидендов, предлагает директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Смирнов. Но при этом значительно расширить налоговые вычеты при уплате НДФЛ для благотворителей и социально ответственных богатых граждан. А таких в России становится все больше. При этом их личные деньги расходуются адресно. Кроме того, заострили российские эксперты и вопрос о страховых взносах в Пенсионный фонд, отчисляемых с дивидендов, которых сегодня нет. Напомнили о налоге на наследство, который в России полностью отменен. При этом количество наследников богатых состояний растет.
Во Франции, уточнили эксперты, налог на наследство составляет до 40 процентов. К тому же на днях в этой стране власти объявили о том, что с 2013 года временно на три года собираются ввести 75-процентный налог на ежегодные доходы граждан, превышающие миллион евро. По словам экономиста Университета Гарварда Джулии Каже, эта справедливая фискальная мера принесет в кризисный национальный бюджет до 300-400 миллионов евро. Плюс дополнительный доход предполагается получить от отдельных категорий высокооплачиваемых сотрудников госкомпаний, для которых может быть введен 25-процентный ограничительный порог по бонусам и премиям. Парижский оппонент Джулии Каже, директор по развитию Института экономических и фискальных исследований Николя Лекосен в ответ парировал, что такой "неправильный экономический ход" только ухудшит ситуацию с бюджетом. По его данным, за короткий промежуток времени количество молодых предпринимателей, которые хотят перевести свой бизнес за пределы Франции, чтобы не платить в стране налог, выросло в десятки раз.
Впрочем, такой "драконовский" налог на французских богачей не понравился и российским экспертам. Против они и прогрессивного подоходного налога. Сергей Смирнов привел в пример московскую семью из четырех человек, в которой двое маленьких детей и неработающая жена, а муж получает 2,5 тысячи евро. По расчетам Смирнова, вводя прогрессивный подоходный налог, государство загонит десятки таких семей в хроническую бедность. Поэтому одним чохом всех мазать нельзя. Если и дифференцировать налоги, то "очень аккуратно и тонко". К тому же при прогрессивной шкале в России будет крайне трудно администрировать подоходный налог.