Напомним, проект рамочного закона "О государственном стратегическом планировании" был разработан минэкономразвития еще в кризисные годы - в 2008-2009 годах. Но тогда в нем не было согласования между стратегическим планированием и бюджетным процессом, потому что казалось, что ресурсная база безгранична. По словам Владимира Климанова, "основная задача долгосрочного планирования - увязать его с проводимой бюджетной политикой и задачами социально-экономического развития".
И вот, наконец, лед тронулся. В июле этого года в Государственную Думу был внесен законопроект, регламентирующий принципиальные поправки в бюджетный кодекс РФ. Если депутаты примут его в осеннюю сессию, то уже со следующего года программа долгосрочного бюджетирования частично заработает, а с 2015 года в нашей стране программный бюджет будет внедрен уже полностью.
В законопроекте перечислены цели и принципы стратегического планирования, разработан реестр стратегических документов. Как объяснил начальник отдела методологии стратегического планирования Министерства экономического развития РФ Виталий Дементьев, "причины формирования системы стратегического планирования, прежде всего, связаны с размытостью целей и приоритетов существующей социально-экономической политикой, а также отсутствием механизма концентрации разнокачественных ресурсов на долгосрочных экономических задачах".
В ходе дискуссий эксперты однозначно высказались, что сейчас стратегическое планирование слабо увязано с бюджетным, отсутствует оценка всего набора инструментов, в том числе налоговых.
Согласно общей схеме документов стратегического планирования, представленной Виталием Дементьевым, существует несколько временных горизонтов. Так, на максимально возможный отрезок времени, - шесть лет - следует ориентироваться при территориальном планировании. А на три года будет формироваться гособоронзаказ.
Таким образом, планируется достаточно масштабная разбивка, в которой не нашлось места долгосрочной программе развития небольших территорий. Да и, по мнению чиновника из минэкономразвития Калужской области, далеко не каждому муниципалитету нужна такая стратегия. Ведь в небольших городах нет серьезной финансовой подпитки, а имеющиеся ресурсы подчас приходится бросать на решение оперативных задач, к примеру, в "пожарном" порядке латать трубы.
В минэкономразвития по этому поводу считают, что регионы сами должны выстраивать систему взаимоотношений с муниципалитетами. Это снимет множество рисков, связанных с многоступенчатым согласованием каждого документа в федеральном министерстве.