Среди направлений, которым участники сообщества уделяют большое внимание, - поддержка малого и среднего бизнеса. В некоторых странах этот сектор экономики составляет до 90 процентов всех предприятий, на которых работает до 60 процентов трудоспособного населения. В России, по данным минэкономразвития, в секторе МСП занят каждый четвертый работник. Тем не менее у России есть потенциал и идеи для развития малого и среднего бизнеса, которые нашли понимание у стран-членов АТЭС.
Как сообщил заместитель министра экономического развития РФ Владимир Симоненко, который на встрече в Петербурге возглавил российскую делегацию, в данном направлении выдвинуто четыре инициативы: обмен лучшими практиками по функционированию технопарков, создание единой информационной базы для малых и средних предприятий с целью вовлечения их в глобальные цепочки поставок, снижение торговых и инвестиционных барьеров в области интеллектуальной собственности, поддержка молодых предпринимателей.
"Наибольший интерес наших коллег по АТЭС был проявлен к инициативе создания единой информационной базы, - отметил Симоненко. - Интерес вызвал и "круглый стол" молодых предпринимателей". Это мероприятие положило начало созданию Сети молодых предпринимателей, которая будет способствовать развитию этого сегмента малого и среднего бизнеса.
Существенным барьером на пути развития "малышей" участники министерской встречи АТЭС назвали коррупцию. По данным представителя США Санчеса Франсиско, убытки малых и средних предприятий из-за коррупции - один триллион долларов в год. Среди иных проблем бизнеса в России - защита интеллектуальной собственности. И их решения должны лечь в основу четырехлетнего Стратегического плана Рабочей группы АТЭС по вопросам малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2016 годы. Документ планируется принять в конце нынешнего года.
Важнейшим условием для экономики в регионе участники встречи назвали развитие транспорта. Очень важна, считает министр транспорта России Максим Соколов, "диверсификация транспортно-логистических цепочек". По мнению министра, новые торговые пути снизят транспортные и транзакционные издержки. Наибольшего внимания по диверсификации морских маршрутов заслуживает Северный морской путь.
Железнодорожное сообщение для наших партнеров по АТР также очень привлекательно. Однако для его развития необходимо увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба плюс совершенствование управленческих решений в том числе и по части таможенного управления.