07.08.2012 00:25
Спорт

Усейн Болт снова стал самым быстрым человеком планеты

Спринтер с острова Ямайки снова быстрейший человек мира: 100 метров за 9.63 секунды
Текст:  Николай Долгополов (Лондон)
Российская газета - Федеральный выпуск: №179 (5852)
Мир продвигают вперед и гениальные чудаки, люди с другим менталитетом, собственным, отличным от общепринятого, взгляда на происходящее. В силу своей необычностью они не догадываются, что на этой планете есть много недостижимого. Поэтому совершаются новые открытия, рождаются прекрасные мелодии, а, в нашем случае, бьются мировые рекорды.
Читать на сайте RG.RU

Полного чудака Болта природа наделила абсолютными способностями в спринте. И не только в нем. Если бы Усейн не был таким ленивцем, пораньше ложился вместо того, чтобы бродить по пабам, он бы мог, специалисты в этом уверены, запросто улучшить и застаревший мировой рекорд в прыжках в длину, и постараться выиграть золото на 400-метровке плюс эстафете 4х400 метров.

Но и без всего этого "крейзи" Болт продвинул спринт и заодно и всю легкую атлетику в немереные дали. Гениальный чудак привлек в спорт множество людей, сделал за эти четыре года то, чего не смогла сделать Международная федерация легкоатлетических ассоциаций.

Из восьми финалистов бега на 100 метров семеро выбежали из десяти секунд, а сам Болт установил рекорд - пусть не мировой, зато олимпийский - 9.63, обогнав выигрывавшего у него на первенстве родной Ямайки Йохана Блейка - 9.75 и американца Джастина Гатлина - 9.79.

На чемпионате мира в Берлине-2009 Болта спросили, считает ли он, что уже вошел в историю, сделавшись легендой. Тогда Болт ответил весьма уклончиво, дать ему еще немного времени. Сейчас он уже считает по-другому, о чем сообщил самым терпеливым журналистам, дождавшимся его на ночную пресс-конференцию.

Усейн Болт: С этим вопросом, ну, об истории, о легенде после этой 100-метровки наступила гораздо большая ясность. Можно согласиться, что вхожу. Есть такие, как мы с Фелпсом, которые входят. Мне это тем более приятно, что после двух проигрышей (молодому соотечественнику Йохану Блейку на 100 и 200 метрах на чемпионате Ямайки - авт.) меня уже многие сбросили со счетов. Но зря.

У вас же были серьезные травмы?

Усейн Болт: Они в нашем виде - неизбежность. Но мы их лечили. Тренер был со мной так заботлив. Требовалась кровать, на которой мне было удобнее спать при травме, и она появлялась. Меня не торопили со стартами, я их пропустил много ради этих Игр.

А как вы тренировались? Было же над чем поработать?

Усейн Болт: Мой тренер объяснил мне, что у меня выходит хорошо, а что бы могло получаться еще лучше. Он считает, что мой старт уступает финишу. И я постоянно пробегал в полную силу отрезки по 50 метров. Это тоже теперь помогло.

А нет желания попробовать себя на 400-метровке?

Усейн так сморщился, что было все стало понятно.

Усейн Болт: Дайте мне дарить радость вам и себе на дистанции в два и в четыре раза короче. Я не люблю бег на круг. Устаю. Зато какое мы сегодня вам устроили шоу на ста метрах. Правда, Йохан?

И Блейк с готовностью кивнул. Если еще на той недели у некоторых в голове и витали мысли о наступающей передаче спринтерского престола Блейку, то сегодня они исчезли. Блейк сидел на пресс-конференции будто послушный ученик, поддакивая Болту. А американца Джастина Гатлина оба парня с Ямайки вообще держали за новичка, давая возможность лишь вставлять редкие реплики. Тут было абсолютно понятно, кто хозяин спринта.

Усейн, а что вам помогает при подготовке к старту? Есть какая-то диета?

Болт засмеялся.

Усейн Болт: Она простая. Я люблю цыпленка с овощами, стакан-другой апельсинового сока. Перед соревнованиями, как сегодня, утренняя каша, на ней настаивает мой тренер Миллс, значит, я подчиняюсь. Если нет старта, я берусь и за свининку. Ем как обычный человек. Хотя, можно сказать, что и побольше.

У вас диета, как из Макдональдса.

Усейн Болт: Не скажите, не надо. Я избегаю жареную картошку.

Как вам стадион и английская публика?

Усейн Болт: Стадион - хорош. Публика? Сегодня я испытывал чудесные чувства, которые даже подавали во мне некоторую нервозность перед стартом. Вы что, удивляетесь: да, я тоже нервничаю. Но тут все хорошо. Болельщики прямо сообщают некий эмоциональный заряд. И мы в Лондоне с Фелпсом делаем то, чего они тут в Лондоне и ждали. После полуфинала, мне вдруг сделалось очень хорошо. Вернулось чувство: ноги меня полностью слушаются, что случается не всегда. И в финале, вы видели, это чувство не обмануло. Но тут на Играх существует много правил, которые мне совершенно непонятны.

Это вы о чем?

Усейн Болт: Ну, просто о правилах, которые непонятно как и зачем утверждены в качестве прямо закона. Нельзя то, невозможно это, не ходите сюда, не заносите этого в комнату. Кто эти правила придумал. Мне говорят, чтобы я делал так и не иначе. Я послушно эти правила выполняю. Но они не мои, не их придумывал. Хотел бы я знать, для кого все эти законы напридумывали. Уж точно, что не для меня.

Есть ли желание добежать до Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро?

Усейн Болт: Ну, так далеко заглядывать? Не знаю, это вопрос без ответа. Хотя скажу, что у меня не пропадает желания защищать все мои титулы, что сложнее, чем их завоевывать.

Вы за эти годы, когда случались и неудачи типа фальстарта на чемпионате мира-2011 в Дэгу, превратились в серьезного молодого человека. По крайней мере, исчезла манера отделываться шутками и делать большие глаза от удивления.

Усейн Болт: Может, благодаря этому я и бегу вверх, а не вниз. Но случившееся в Корее из моего сознания не исчезло. Оно не сидит во мне, как допущенная ошибка, однако я обо всем помню.

Помогает и дорожка

Все бегуны в один голос нахваливают дорожку, называя ее "волшебным ковром". Итальянская фирма, занимающаяся производством беговых дорожек, с Олимпийских игр 1976 года в Монреале, постоянно усовершенствует покрытия. И ветераны-спринтеры уверены: если бы у них были такие трассы в семидесятых и девяностых, они бы бегали на равных с Болтом.

Секрет в том, что нижняя часть дорожки принимает на себя весь тяжелый вес спортсменов, но не опускается вниз, к земле, снижая скорость, а как бы равномерно распределяя принятый на себя удар ноги на широкую поверхность. А сверху дорожка обеспечивает прочную связку с кроссовкой, что позволяет забыть о возможности получить травму при неудачном движении. Отталкиваясь от такой специально сделанной поверхности, спринтер получает определенную долю энергии, он бежит в удобнейших условиях. И результаты это подтверждают.

А Болт не того?

Нет, с допингом Усейн Болт не дружит. Разговоры о таинственных и чудодейственных добавках в пищу, изготовленных в строжайшем секрете на Ямайке, ходят со времени первого явления гения. Но никто и никогда не смог обнаружить ни намека на допинг или нечто его напоминающего. Болта проверяют после каждой его победы. И ни разу ни в чем не заподозрили, ничего не обнаружили.

Но! Есть здесь и другой аспект. Многие выдающиеся спортсмены - и наши, и зарубежные - не устают повторять мне: бегать так, как бегает Болт, без сильных восстановителей невероятно. И тренироваться без питательных добавок на его рекордном уровне тоже нереально. Вьются в воздухе подозрения, будто благоприятная земля острова Ямайка производит неизвестные Европе растения, которыми подкармливают местных спринтеров. Но тогда почему никто и никогда не видел и не пробовал этих добавок? Думаю, Болт неслучайно упомянул о своем простецком меню - цыпленок да кашка. Российский доктор медицинских наук пытался втолковать мне: каждая тренировка спортсмена высшего класса - это уже если не насилие над собственным здоровьем, то огромное испытание для организма. Чтобы бегать - и регулярно - 100 метров за 10 секунд или выходить из них, требуется находить силы. А где? Лимит человеческих возможностей на грани исхода. И требуется помощь. Тренировка Болта может обходиться при помощи разрешенных восстановителей в тысячу долларов с лишним. Так что надо быть или богачом, или иметь хорошего спонсора. Или родиться таким гением, как Болт.

И последнее, личное мнение. Усейна Болта никогда не дисквалифицируют. Поймать его - значит, поставить крест на всей мировой легкой атлетике. Он столько привнес в нее, так далеко продвинул мировые рекорды, что вдруг назвать все это враньем, значило бы отпугнуть миллиарды болельщиков всего мира. Болт вошел в легенду. А легенды разрушать нельзя.

Нам не до Болта

Увы, для наших легкоатлетов этот поздний лондонский вечер с отличной погодой +19 оказался крайне неудачным. Наша легенда в женском тройном прыжке Татьяна Лебедева - десятая, Виктория Валюкевич - восьмая.

Мы все так надеялись на Антонину Кривошапку в беге на 400 метров. Именно ей принадлежал лучший результат сезона в мире. Но вот как отозвалась о собственном беге сама Антонина: "Это было худшее выступление в моей жизни. Я так хорошо пробежала 300 метров и внезапно остановилась. Исчезли силы. Я не пойму, почему так произошло. Все шло нормально".

И это - чистая правда. Кривошапка лишь шестая, далеко позади американки Ричардс. Метатель молота Иконников - пятый. Вот и все достижения.

Насторожили прыгуны в высоту - мужчины. В классификации совсем не был похож на себя чемпион Европы Александр Шустов. Прыжки никак не шли. Подсчет попыток оказался не в его пользу и Шустов пролетел мимо финала.

Олимпийский чемпион Андрей Сильнов тоже заставил изрядно поволноваться, однако у него есть поправить пробелы в почему-то сбившейся технике в вечер финала.

И лишь непредсказуемый Иван Ухов отобрался относительно легко.

Что ж смотрим и надеемся дальше. Теперь главная надежда на Елену Исинбаеву. Увы, Света Феофанова, всегда подстраховывавшая лидера и бравшая для страны медали достоинством ниже золотого, в финал не попала.

Легкая атлетика Олимпийские игры