08.08.2012 00:09
Культура

Трио гитаристов-виртуозов G3 выступили в Москве

G3 выступили в Москве, посвятив одну пьесу и Джону Лорду
Текст:  Александр Алексеев Михаил Синицын
Российская газета - Федеральный выпуск: №180 (5853)
Трио гитаристов-виртуозов собрали неожиданный для лета аншлаг. Трудно вспомнить, когда еще лишние билетики в "Крокус Сити Холл" "стреляли" за сотню метров от входа. Основатель и идеолог G3 Джо Сатриани благосклонно посматривал сквозь стеклянные окна на спешащих в зал поклонников, среди которых оказалось немало и красивых девушек. Может, и в благодарность за это концерт в Москве продолжался более трех часов.
Читать на сайте RG.RU

Главная идея проекта - каждый из виртуозов играет сет из 6-8 своих композиций, а затем все трое выходят на сцену и вместе исполняют импровизации на темы известной всем рок-классики - мудра и выигрышна. Ведь в итоге шоу G3 превращаются в три различных концерта, поскольку каждый из музыкантов-лидеров привозит с собой и полный сопровождающий состав музыкантов.

Еще накануне сохранялась интрига: "кто станет третьим?" Джо Сатриани, помимо своего постоянного партнера по проекту Стива Вая (в прошлом ученика его гитарной школы, а ныне - друга и соперника), приглашал в Японию Джона Петруччи из Dream Theater. Да и в Латинскую Америку они отправятся вместе. Но для Восточной Европы Джо предпочел все-таки хорошо известного и любимого здесь по участию в группе Deep Purple американца Стива Морса (между прочим, еще и экс-лидера основателей арт-рока со скрипками Kansas).

Стив Морс и вышел на сцену первым со своей группой, в составе которой, увы, не оказалось привлекательной певицы Сары Спенсер. Чуть больше года назад они записали совместный альбом Angelfire, замешав в нем рок-акустику, кантри и фолк-рок с трогательными вокальными гармониями, фактически продолжив тягу гитаристов Deep Purple (вслед за Blackmore’s Night) к приятным и необычным музыкальным играм с симпатичными женщинами…

Но теперь Морс решил не перенасыщать и без того мощно смешанные гитарные вихри проекта G3, а прибыл лишь с собственной группой Steve Morse Band: втроем - с басистом и ударником. Он сделал ставку на технократичную музыку с изысканными мелодическими вставками. Точно выверенные, бойкие ритмы удачно контрастировали с порой немного напыщенными, красивыми гармониями, хотя главные похвалы зала Стив Морс снискал все-таки за новую акустическую пьесу, посвященную памяти Джона Лорда, с коим дружил и играл в легендарных Deep Purple - Boroque’n’Dream. Его сет продолжался 40 минут.

Вышедший следом Стив Вай продолжил демонстрацию возможностей музыкальной эквилибристики гитарой и нотами. Он танцевал со своей гитарой, играл на ней даже языком, будто пробовал на вкус изысканный, но непонятный плод. И тот отвечал ему невообразимыми полутонами звуков, тонким драматичными подтекстом интонаций. При этом второй гитарист выстраивал жесткие риффы, а темнокожий барабанщик так жонглировал палочками, что публика уже заворожено принималась считать: сколько именно их у него в руках.

Но все эти музыкальные фокусы, конечно, показались бы развлекательными трюками, если бы Стив Вай не переключился на то, за что его особенно ценят гурманы - скоростную игру на высоких нотах и стремительную пробежку пальцев в самом низу грифа. В итоге он сыграл и Tender Surrender, и The Audience is Listening, и Animal. Видно было, что музыкант и сам получал удовольствие от своей игры: такое ведь уже не изобразишь, не сыграешь, каким бы мастером ты не был. Все 45 минут выступления.

Последним, уже спешно, на сцену выбежал и сам Джо Сатриани. Основу его программы составил материал концертного альбома 2012 года Satchurated: Live In Montreal. И если в том туре он еще успевал нередко и петь, то ныне предпочел сконцентрироваться на гитарных соло и экспериментальном саунд-продюсировании: бас и ударные были выведены так, что в саунде преобладали низкие ноты, оказывающие еще и психологическое давление. И тоже "уложился" в 40 минут… Очень хорош был и джем-сейшн "на бис": пока басист пел, трое гитаристов по очереди соревновались в искусстве развернутых соло.

Прогнозы "РГ" о том, какие именно песни прозвучат в джем-сейшне подтвердились, да плюс была сыграна еще одна пьеса авторства Нила Янга - Rockin’ In A Free World.

Но от этого московского выступления G3 можно было ожидать чего угодно. Поскольку завершающий концерт тура у музыкантов называется "зеленым" (а московский для G3 оказался именно таким). Были случаи, когда вокалисту звездной рок-группы приклеили скотчем к стойке микрофон так, что он вынужден был петь, сидя на корточках. У басиста хэви-легенды перед возвращением на сцену утянули сапоги-казаки, а вместо них поставили вьетнамские шлепки.

Ну, а у известного барабанщика коллеги похитили перед "бисом" барабанные палочки: подсунули вместо них китайские (для еды), а вместо фирменных щеточек - деревянные щетки для чистки одежды. Но ничего, сыграл и на них, справился!..

Вот и во время "биса" G3 незнакомые зрителям люди вдруг вынесли сбоку на сцену стол. Поставили на него бутылку вина, открыли. Выложили какую-то еду, сели пировать - под завистливые взгляды зала и самих музыкантов. Кто-то из зрителей углядел это и тоже попробовал подтянуться к сцене со своими запасами, но его остановили охранники - оказалось, что это "свои" техники G3 решили так порадоваться итогами тура… Можно не сомневаться, что после того, как опустился занавес, довольные московским приемом Джо Сатриани, Стив Вай и Стив Морс тоже к ним присоединились.

Рок