На трех Олимпиадах (на своих первых Играх в Сиднее 15-летний американец только разгонялся) Фелпс завоевал 22 медали, в том числе 18 золотых, провел 51 заплыв и намотал по дорожкам олимпийских бассейнов 9, 900 метров. После Игр-2012 эта статистика останется неизменной. Самый титулованный пловец и спортсмен в олимпийской истории завершает свою карьеру.
На последней пресс-конференции Майкла, которую он давал в Лондоне, собралось больше 200 журналистов из разных стран. "Ого, сколько народу", - вырвался у него возглас удивления, когда он вошел в зал. И, кстати, не зря Фелпс насторожился. После общего брифинга, начались индивидуальные подходы пишущих СМИ и телевизионщиков. Так вот, когда Майкл переходил к четвертой камере, у него свело ногу. Команду "Мотор!" отменили, и чемпион несколько секунд массировал свои уставшие и натруженные мышцы. У шестой или седьмой камеры Фелпс уже не мог просто прямо стоять на фоне спонсорского "задника" и облокотился на стол. Репортеру пришлось подстраиваться и задавать свои вопросы из полулежащего положения. Но чемпиону можно многое простить.
Чем гордится сам Майкл Фелпс и о чем жалеет, герой Олимпиады в Лондоне рассказал корреспонденту "РГ".
Майкл, что легче: быть спортсменом, плавать в бассейне, тренироваться, побеждать или быть знаменитостью и постоянно общаться с журналистами?
Майкл Фелпс: Однозначно в бассейне плавать легче.
Так, может, вы рано решили закончить карьеру?
Майкл Фелпс: Я давно говорил, что не буду выступать после 30 - не в обиду всем тем спортсменам, которые в этом возрасте по-прежнему в большом спорте. Сейчас мне 27, в Рио будет 31. И к тому времени я не вижу себя в плавании. Я точно закончил и не вернусь. Больше не будет подъемов в 6 утра и стрессовых погружений в холодный бассейн. Хотя за 12 лет в профессиональном плавании я привык к жесткому графику - сон, тренировка, еда. Но я почувствовал, что наступил нужный момент, чтобы уйти. Настало время перевернуть страницу и заняться чем-то другим.
Чем же?
Майкл Фелпс: Если честно, пока я немного растерян. Не знаю, чего ждать, что будет дальше. Это странно - больше не плавать. Накануне я поздно лег, рано проснулся, но, несмотря на необычные ощущения, впервые за долгие годы почувствовал облегчение. Хочу какое-то время просто отдохнуть, повеселиться, съездить в отпуск. Плавать буду разве что в океане, в свое удовольствие. А то раньше на отдыхе я, бывало, в принципе не заходил в воду, так много времени проводил в бассейне. Еще хочу попутешествовать. Можно сказать, что я объездил весь мир, но толком ничего не видел. По дороге сюда проезжали мимо Биг-Бена и Парламента. Мне очень понравилось здание. Надеюсь, у меня получится стать туристом уже здесь и сейчас и осмотреть лондонские достопримечательности.
У вас уже есть новая цель. Это здорово. А в спорте вы добились всего, чего хотели?
Майкл Фелпс: Когда смотрю назад, понимаю, что действительно сделал все, что хотел. И горжусь этим. Журналисты, болельщики могут говорить все, что угодно, но пока я считаю себя лучшим, это главное.
Но ведь здесь в Лондоне у вас не все получилось? Не было повторения Пекина, где вы выиграли восемь из восьми заплывов.
Майкл Фелпс: В Лондоне я был более расслабленный, раскованный, чем в Пекине. Тогда, четыре года назад, а я был как в шорах - ни шага в сторону от намеченного плана, все должно быть идеально. Сейчас до идеала было далеко. Я занял четвертое место в первом же заплыве на 400 м комплексом. Я был разочарован, расстроен, но смог собраться, поймать волну.
Наверное, этот заплыв и стал самым большим вашим разочарованием?
Майкл Фелпс: Самое обидно поражение случилось также в Лондоне, но на дистанции 200 м баттерфляем, когда я касание проиграл южноафриканцу Чаду Ле Кло. Если бы я только мог повернуть время вспять, или повторить этот момент, я бы с удовольствием вышел на старт заново… Но нет, даже ради этого я не вернусь - забудьте и даже не мечтайте!
Теперь логично будет спросить и про самую дорогую медаль?
Майкл Фелпс: У каждой награды своя история. Например, после победы в комбинированной эстафете 4х100м - кстати, именно эта медаль у меня сейчас с собой - было удивительно осознавать, что я провел последний заплыв на соревнованиях в моей жизни. Но, пожалуй, любимая медаль не последняя, а первая - на 400 м комплексом в Афинах-2004.
Где вы храните свои награды?
Майкл Фелпс: Мои медали в надежном и секретном месте.
Майкл, вы кумир миллионов. И кто для вас был образцом для подражания?
Майкл Фелпс: Великий баскетболист Майкл Джордан. Всегда хотел быть на него похожим, так же, как он, всегда стремился быть лучшим, делать то, что никому еще не удавалось. Такие люди меняют спорт. Я безумно рад, что и у меня получилось переписать историю. У него настолько спортивный характер, что он до сих пор хочет только побеждать даже в обычной партии в карты. Я такой же. Из любой игры, серьезной или развлекательной, я должен выйти победителем.
Что, по-вашему, делает спортсмена чемпионом?
Майкл Фелпс: Очень много факторов должно сложиться воедино. Это и работа, и страсть, и талант, и физические данные, и психологическая устойчивость, и отличный тренер, как мой Боб Боуман.
Вы познакомились с советской гимнасткой Ларисой Латыниной, на счету которой 18 олимпийских медалей. Вам вообще нужна была эта встреча?
Майкл Фелпс: Мы встречались в Нью-Йорке. И это был совершенно особенный момент. В Пекине я побил рекорд знаменитого американского пловца Марка Спица - первого спортсмена, который выиграл семь золотых медалей на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. В Лондоне у меня была цель побить другое достижение - по общему количеству медалей. И ваша легендарная гимнастка пожелала мне удачи. И она мне сопутствовала.
Говорят, теперь ваш абсолютный олимпийский рекорд невозможно побить?
Майкл Фелпс: Ничего невозможного в этом мире нет. Мне тоже много раз повторяли, что я никогда не стану самым титулованным спортсменом-олимпийцем, но я это сделал. Так что дерзайте.
Боб Боуман, тренер Майкла Фелпса:
- Не думаю, что Майкл не выдержит и после перерыва вдруг захочет вернуться и выступить на Играх-2016 в Рио. Как, например, пытался попасть в Лондон австралиец Ян Торп. У него была блестящая карьера и блестящий финиш. Не осталось ничего, что бы он еще мог сделать в бассейне. Мне кажется, он готов открыть для себя новый мир.
Марк Спиц, девятикратный олимпийский чемпион:
- Рекорд Ларисы Латыниной не могли превзойти 48 лет. И это поразительно. Но рекорд Фелпса простоит 448 лет.