Занимаясь едва ли не в ежедневном режиме подготовкой бюджета на следующие несколько лет, глава правительства решил выслушать мнение экспертного сообщества по поводу бюджетных планов кабинета министров.
Свои соображения эксперты изложили для главы правительства в письменной форме, собрав их в доклад Высшей школы экономики, где были подробно разобраны предлагаемые минфином основы бюджетной политики до 2015 года. Дмитрий Медведев дал понять, что отчасти уже знаком с мнением экспертов.
А они довольно критически оценили представленные министерством финансов основные направления бюджетной политики на следующие три года. Прежде всего, эксперты высказали сомнения относительно прогнозов министерства на доходную часть бюджета. Предполагается, что из-за снижения прогнозной цены на нефть казна недополучит средств от нефтегазового сектора. Некоторые потери государство понесет и в результате вступления России в ВТО. В итоге доходная часть бюджета с 38,9 процента ВВП в 2011 году сократится до 36,2 процента в 2015.
Эксперты не разделяют столь пессимистичного настроя минфина. Во-первых, полагают они, выпадение нефтегазовых доходов частично компенсировалось расширением доходной базы регионов за счет акцизов, налога на имущество и повышения собираемости налогов. Во-вторых, эксперты считают нереальными с учетом складывающейся тенденции в экономике расчеты курса рубля по отношению к доллару (29,7 рубля в 2013-м и 31,5 рубля в 2015 году). "Трудно предположить, что в условиях заложенного в прогноз снижения цен на нефть по сравнению с текущими уровнями рубль начнет укрепляться. Скорее наоборот", - говорится в докладе.
Не уверены эксперты и в выбранной более жесткой формуле "бюджетного правила", которая хотя и обеспечивает бездефицитный бюджет уже к 2015 году, но в то же время накладывает излишние ограничения на общий объем расходов бюджетной системы. И если Стратегия-2020 предполагала сохранение расходов до 2015 года на уровне 37-38 процентов ВВП, то в ОНБП заложено снижение до 35,9 процента.
"При общей ориентации ОНБП на сокращение бюджетных расходов их структура совершенно не соответствует приоритетам, обозначенным в Стратегии 2020", - отмечают эксперты в своем докладе. Их смущает планируемый уже со следующего года существенный рост расходов относительно ВВП на национальную оборону и правоохранительную деятельность, хотя в расчетах минфина учтено сокращение численности военнослужащих на 10 процентов и сотрудников правоохранительных органов на 20.
От планов по реализации государственной программы вооружений отказываться никто не предлагает. Эксперты считают более разумным отказаться от форсированного роста закупок и "растянуть" программу перевооружения армии на более длительный период.
Готовясь существенно добавить средств оборонке, минфин более спокоен в отношении направлений, связанных с развитием человеческого капитала. Это касается прежде всего таких сфер, как образование и здравоохранение. Расходы на образование планируется сократить с 4,1 процента ВВП в прошлом году до 3,9 процента в 2015-м, а расходы на здравоохранение вырастут всего на 0,1 процента.
- Умеренное увеличение доли в ВВП расходов на образование и здравоохранение является необходимым для осуществления структурных реформ в этих сферах, - заключают эксперты в своем докладе. - Недостаток средств к 2015 году в образовании достигает 0,4 процента ВВП в год, в здравоохранении - 0,6 процента.
Между тем
Дмитрий Медведев утвердил первых 200 членов Экспертного совета при правительстве. На следующем этапе будет отобрано еще 200 кандидатов в совет.