07.08.2012 00:48
Экономика

Патрушев назвал критической ситуацию с речным транспортом в Сибири

Николай Патрушев проверит сибирские реки и леса
Текст:  Иван Егоров
Российская газета - Федеральный выпуск: №179 (5852)
Выездное совещание Совбеза в Красноярске вчера началось с проливного дождя.
Читать на сайте RG.RU

"Спасибо, что привезли из Москвы дождь: дышать сразу стало легче" - в шутку поблагодарили руководители краевой администрации секретаря Совета безопасности Николая Патрушева.

В Красноярске уже несколько недель стоит смог от лесных пожаров, который очень напоминает тот, что был в августе 2010 года в  Москве.

И хотя тема совещания Совбеза была определена заранее и касалась она проблем водных ресурсов и развития транспортной системы на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, началось оно именно с пожаров.

- Сегодня для Сибири и Дальнего Востока эта тема крайне актуальна, поэтому мы рассмотрим комплекс мер по совершенствованию системы предупреждения и ликвидации природных пожаров с целью защиты населения и объектов, заявил Николай Парушев.

Реестровый речной флот стареет, сокращаются масштабы перевозок, но бурно развивается теневой речной бизнес

По его словам, режим чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами, был объявлен в Новосибирской, Томской областях и на территории Красноярского края.

Этот режим ограничивает, в том числе, и перевозки по рекам енисейского бассейна, которые как оказалось и так находятся в крайне сложном если не сказать критическом состоянии.

- Внутренние водные пути Амурского, Енисейского, Ленского и Обь - Иртышского бассейнов являются безальтернативными для обеспечения жизнедеятельности большинства прилегающих населенных пунктов, - напомнил Патрушев.

Например, только в Ханты - Мансийском автономном округе в год по воде перевозят более 300 тысяч человек. Всего же речным транспортом в регионе перевозится около 5 миллионов человек. В районы Крайнего Севера по воде доставляют более 18 миллионов тонн грузов.

Однако, по мнению секретаря, Совбеза возможности речного транспорта, состояние водных магистралей Сибири, Дальнего Востока и Урала не отвечают потребностям развития этих территорий. А многие вопросы просто запущены.

Так сейчас критически не хватает современных малотоннажных и специализированных судов, которые нужны для обеспечения "северного завоза".

Состояние речных портов и их изношенность тоже приближается к критической. Еще одна проблема, по данным специалистов в том, что система навигации и безопасности на реках практически не обновляется. Более того, на ряде малых рек судоходство практически исчезло, хотя именно они являются зачастую основными для развития северных территорий.

Как было отмечено вчера на совещании, острыми остаются вопросы обеспечения безопасности на речном транспорте. По информации правоохранителей, на фоне старения реестрового речного флота и сокращения масштабов перевозок бурно развивается теневой речной бизнес. Начиная от строительства незаконных причалов, создающих угрозу безопасности судоходства, и заканчивая браконьерским промыслом. Причем браконьерство касается не только рыбы, но и незаконной разработки и транспортировки полезных ископаемых.

Что касается в целом состояния сибирского речного флота, то по оценкам экспертов, он уже выработал свой ресурс на 70 процентов и уже через несколько лет рискует остаться вообще без судов.

-Подтверждением сложности ситуации является то, что переход по реке Енисей мы будем осуществлять на теплоходе "Александр Матросов" 1954 года постройки. Это - лучшее судно, которое сегодня имеет Енисейское речное пароходство, - поделился своими первыми впечатлениями от предстоящего перехода Николай Патрушев.

Вместе с секретарем Совбеза и участниками научной "водной" конференции вниз по Енисею пройдет и корреспондент "РГ". Первоначально планировалось, что этот переход продлиться от Красноярска до Дудинки, но сейчас его скорей всего сократят из-за сложной судоходной ситуации вызванной обмелением реки и дымом от лесных пожаров.

Отдельно секретарь Совбеза остановился на вопросах использования Северного морского пути в интересах транзита между Европой и Азией.

- Севморпуть способен стать кратчайшей магистралью, связывающей рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, - отметил Патрушев.

Однако по его словам, на практике основные транспортные потоки Севморпути ориентированы на запад, и вся логистика выстроена для обеспечения перевозок в направлении Красноярск – Дудинка – Мурманск. При этом регулярное судоходство в восточном секторе Северного морского пути практически отсутствует. 

-Такую ситуацию нормальной признать нельзя, - считает секретарь Совбеза.

Водный транспорт Госуправление Совет Безопасности