07.08.2012 00:40
Экономика

Госконтроль над бизнесом хотят усовершенствовать

Снижается уровень защищенности бизнеса от излишнего вмешательства государства
Текст:  Александр Гармаев (юрист корпоративной практики юридической фирмы VEGAS LEX)
Российская Бизнес-газета - : №29 (858)
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года взят общий курс на создание благоприятных условий для ведения бизнеса. Помимо прочего это предполагает совершенствование системы государственного контроля и надзора за бизнесом путем сокращения административных барьеров, обеспечения унифицированной эффективной регламентации полномочий государственных органов, повышения гарантий защиты прав бизнеса при проведении государственного контроля (надзора).
Читать на сайте RG.RU

Краеугольным камнем принимаемых в этой связи мер стало принятие Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Предполагалось, что Закон N 294-ФЗ обеспечит правовую основу для выполнения задачи по институциональной модернизации системы государственного контроля над бизнесом, поставленной концепцией. Закон N 294-ФЗ (не считая отдельных нестыковок, требующих устранения в "рабочем режиме") сам по себе носит прогрессивный характер и предусматривает такие значимые для бизнеса положения, как единые правила игры при осуществлении проверок (включая их информационную прозрачность), а также ответственность государства за вред, причиненный нарушениями единых правил игры со стороны проверяющих органов.

На практике же говорить о том, что Закон N 294-ФЗ значительно улучшил бизнес-климат в части государственного регулирования, затруднительно. Прежде всего это связано с тем, что де-факто сфера действия Закона N 294-ФЗ невелика.

Эта проблема имеет глубокие корни. Еще на этапе принятия Закона N 294-ФЗ государство столкнулось с необходимостью установления баланса между конфликтующими (как правило) интересами различных участников экономического оборота, помноженными в отдельных случаях на интересы государства в сферах экономики и безопасности. Повсеместное применение гарантий для бизнеса путем ограничения возможностей государства по административному воздействию означало бы снижение ответственности бизнеса перед обществом и государством. Пострадавшими в конечном счете оказались бы граждане (как участники экономической жизни государства, а также как потребители производимых бизнесом товаров, работ, услуг).

Простое расширение сферы применения закона N294-ФЗ не может быть оптимальным решением проблемы. Там, где ограничения гарантий для бизнеса необходимы в интересах общества, они должны быть установлены, несмотря на жалобы предпринимателей

Законодатель, исходя из баланса интересов, установил ряд исключений, когда гарантии Закона N 294-ФЗ предоставляются бизнесу в усеченном объеме. Определенные виды проверок (лицензионные, валютный, портовый, финансовый, банковский, страховой и т.д.) не подпадают под действие Закона N 294-ФЗ и регулируются специальными законами, устанавливающими более строгие для бизнеса правила. Поскольку количество такого рода исключений составляет десятки видов контроля, сфера полного действия Закона N 294-ФЗ оказалась суженной. По данным мониторинга Центра стратегических разработок, только 26% проверок бизнеса государственными органами полностью регулируется Законом N 294-ФЗ. Более того, перечень исключений из Закона N 294-ФЗ (т. е. снижения гарантий) имеет тенденцию к расширению. В июне 2012 года перечень был дополнен исключением о жилищном надзоре (региональном и муниципальном), в июле 2012 года министерство финансов опубликовало законопроект, дополняющий перечень исключений из Закона N 294-ФЗ государственным контролем и надзором в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Приведенная тенденция вызывает недовольство бизнеса, поскольку снижается уровень его защищенности от излишнего вмешательства государства. К примеру, по законопроекту минфина периодичность проведения комплексных проверок застройщиков сокращается с 3 лет до 1 года.

Тем не менее заявлять об очередном необоснованном административном барьере преждевременно. По-видимому, законопроект министерства финансов имеет своей целью защиту участников долевого строительства и является реакцией на проблему обманутых дольщиков. Если руководствоваться балансом интересов, то ограничение бизнеса в угоду потребителю представляется в данном случае обоснованным. Патернализм (государственная забота) в случае, когда априори слабая сторона экономического оборота (гражданин) вступает в отношения с крупным бизнесом (застройщиком), является необходимым. Вопросы скорее вызывает некая запоздалость реакции государства.

Очевидно, что простое расширение сферы применения Закона N 294-ФЗ не может быть оптимальным решением проблемы. Там, где ограничения гарантий для бизнеса необходимы в интересах общества, они должны быть установлены, несмотря на жалобы предпринимателей.

При таких обстоятельствах Закон N 294-ФЗ сам по себе вряд ли существенно повлияет на дальнейшее снижение совокупного административного бремени. Достаточно сказать, что налоговые и таможенные проверки, в наибольшей мере ограничивающие бизнес, не подпадают в полном объеме под действие Закона N 294-ФЗ. Однако данные исключения нельзя расценивать как однозначно негативные, поскольку гарантии для бизнеса не должны нарушать баланс общественных интересов. Поиск компромисса путем тонкой настройки всего комплекса регуляторных процедур, по-видимому, будет в ближайшее время предметом раздумий законодателя.

Бизнес