Для решения актуальных задач формирования космического законодательства России необходимо поставить и решить две принципиальные задачи в области формирования российской законодательной базы дистанционного зондирования Земли из космоса. Первая - внесение изменений в Закон "О космической деятельности". Изменения должны не расширять область действия закона, а более жестко сформулировать правовые понятия и рамки закона, привести его в соответствие с интересами граждан России и требованиями сегодняшней практики. Вторая - разработка и принятие специального закона о дистанционном зондировании Земли из космоса.
Закон "О космической деятельности" был принят в 1993 году. Предполагалось, что с опорой на этот закон будет разработана линейка законов, регулирующих конкретные направления космической деятельности, в частности закон о дистанционном зондировании Земли. Однако развитие российского космического законодательства пошло по иному пути. В закон вносилось большое количество поправок, которые понижали законодательно определенный статус и значение космонавтики в России и повышали возможности органов исполнительной власти, непосредственно реализующих космические программы, выводили их деятельность из области законодательного регулирования.
В результате к космической была отнесена вся деятельность по анализу и использованию данных, полученных с космических аппаратов, в том числе астрономические исследования, проводимые как профессиональными астрономами, так и просто многочисленными любителями астрономии. К размыванию ключевого понятия "космическая деятельность" привело введение в закон термина "использование (эксплуатация)". Хотя это совершенно разные понятия, относящиеся к разным субъектам деятельности. Например, эксплуатация спутника включает в первую очередь его управление, осуществляемое соответствующим оператором, а вот использование спутника - очень широкое понятие. Использованием может заниматься огромное количество физических и юридических лиц. Таким образом, расшифровка термина "использование" как "эксплуатация" в правовом смысле некорректно, оно вносит много возможностей произвольного толкования.
Еще более вредно и абсурдно введение оборота "оказание иных связанных с космической деятельностью услуг" вместо "иной продукции и услуг, необходимых для осуществления космической деятельности" в первоначальной редакции. С космической деятельностью "связано" огромное количество услуг - телевидение из космоса, встроенные в самые разные бытовые устройства приемники навигационной информации, геодезические и топографические приборы в строительстве, множество других услуг.
Возможность произвольного толкования понятия "космическая деятельность" приводит к низкому качеству нормативных документов правительства и ведомств. Так, например, в феврале этого года было принято постановление правительства РФ "О лицензировании космической деятельности", которое ужесточает и без того сложный порядок получения лицензий. Широкое толкование норм Закона "О космической деятельности" позволяет относить к лицензируемым виды работ, которые объективно не должны лицензироваться.
Все это серьезно мешает решению государственных задач по расширению сферы использования результатов космической деятельности, осложняет работу предпринимателей, препятствует расширению числа участников космической деятельности и организации использования ее результатов.
Специфичным явлением для России является крайне низкий уровень использования результатов космической деятельности (ИРКД). Успех в решении проблемы ИРКД возможен только при гармоничной организации совместных усилий государства и частного бизнеса. Это определяется тем фактом, что государство, космическое ведомство при любых затратах не способно довести результат до постоянно растущего числа потребителей при столь же быстром росте ассортимента космических услуг. К примеру, работы по развитию орбитальной группировки следует финансировать из госбюджета, работы по инфраструктуре использования - за счет частных инвестиций.