Такие возможности предусматриваются в новой "дорожной карте", которую разрабатывает Агентство стратегических инициатив (АСИ). Сегодня рабочая группа по разработке этой карты провела заседание, где обсуждались различные спорные моменты, которые могут возникнуть при реализации проекта.
Разработчики карты считают, что надо сократить не только собственно сроки регистрации. Также предлагается сформировать единый реестр недвижимости и перевести документы в электронный вид. Это поможет снизить время ожидания в очереди на регистрацию недвижимости - с сегодняшнего часа до 10 минут. Претерпит изменения и система предварительной записи на прием с сегодняшних 20 дней, а то и 60 дней - до одного дня. А вот что касается платы за сокращение сроков регистрации, то до последнего времени было непонятно, стоит ее вводить или нет. Но на заседании по этому поводу было достигнуто согласие, рассказал "РГ" руководитель рабочей группы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты по оценке и экономике недвижимости Олег Скуфинский.
"В ходе обсуждения пришли к выводу, что вводиться плата все-таки будет, но более спокойными, мотивационными методами, чем планировалось ранее", - уточнил он. Скуфинский признал, что размер платы пока зафиксировать нельзя, как нельзя пока конкретизировать и эти самые меры. Но основной из них должно быть, несомненно, материальное поощрение.
"Однако этот вопрос относится к финансированию госслужбы, поэтому должен решаться через Минфин", - пояснил он. По словам Скуфинского, сокращение сроков регистрации собственности будет в своей основе иметь все-таки не деньги как плату за такую услугу.
"Главное - какой конкретно случай, так как регистрация собственности предпринимателем отличается от такой же процедуры для представителя другой социальной группы, например - пенсионера", - сказал собеседник "РГ".
К осени, когда должна быть завершена разработка карты, надо будет решить и еще некоторые вопросы. В проекте планируется прописать особенности регистрации протяженных объектов - линий электропередач, трубопроводов.
В разработке у АСИ находится и проект "дорожной карты", направленной на развитие конкуренции. Среди основных мер, которые планируется реализовать уже в 2013-2015 годах - совершенствование антимонопольного законодательства, запуск процедуры оценки регулирующего воздействия и анализ лучших региональных практик развития конкуренции, рассказал "РГ" президент "Деловой России" Александр Галушка.
"Уровень конкуренции в России низкий. И одна из ключевых проблем заключается в том, что нормальному бизнесу сегодня приходится конкурировать либо с административным ресурсом, либо за административный ресурс", - пояснил он.
При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) за год согласовывает около 3000 сделок. В то же время в странах Евросоюза и в США их число не превышает трехсот, то есть в десять раз меньше. Но большое количество согласований сделок, которые вынуждены делать предприниматели, создает избыточное давление на малый и средний бизнес, полагает Галушка.
Поэтому, считает он, стоит подвергнуть ревизии законодательство, и не исключено, что необходимо будет скорректировать функции ФАС, так как совмещение антимонопольного регулирования с целым рядом других задач, выполняемых ведомством, исходя из международной практики не всегда оптимально.
По мнению Александра Галушки, принципиальное отличие "дорожной карты" от программ, реализуемых ведомствами, состоит в том, что она предусматривает конкретные показатели эффективности и результаты, которые должны быть достигнуты.
"По опыту других "дорожных карт" видно, что эти показатели эффективности становятся показателями персональной ответственности тех или иных министерств и ведомств", - добавил он.
"Уровень конкуренции на региональных рынках и деятельность антимонопольных органов, фиксируемая и оцениваемая самими предпринимателями, и будут основными точками отсчета", - конкретизировал Галушка. К тому же предполагается дальнейший мониторинг изменения ситуации от принятых мер.
Тем временем
Всего в разработке АСИ находятся шесть "дорожных карт". Кроме упрощения регистрации собственности и развития конкуренции, это карты "Расширение доступа к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием", "Повышение качества регуляторной среды для бизнеса", "Оптимизация процедур регистрации предприятий".
Также идет работа над картами "Создание национальной системы компетенций и квалификаций", "Формирование эффективной системы коммуникаций предпринимателей и органов исполнительной власти, включая механизм оперативного реагирования на обращения предпринимателей".