Примечательно, что ответственность за нападение на контрольно-пропускной пункт не взяла на себя ни одна террористическая группировка. Напротив, исламистские движения - от контролирующего сектор Газа "ХАМАС" до египетских "Братьев мусульман" - демонстрируют непричастность к инциденту. Их представители обвинили в нападении на египетских солдат израильские спецслужбы. Тот факт, что преступники, переодевшись в бедуинские одежды, проникли в Египет со стороны палестинских территорий, лидеров-исламистов не смущает. Ведь им-то хорошо известно: чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверит "арабская улица".
Но не все так очевидно, как выглядит на первый взгляд. Бойня на КПП не стала неожиданностью для израильских спецслужб. Известно, что за несколько дней до нападения официальный Тель-Авив обратился ко всем израильтянам, находившимся на Синае, с требованием как можно быстрее покинуть египетскую территорию. О возможности террористических атак было поставлено в известность египетское командование. Знал ли "Моссад" о готовящейся акции? Да, мог знать. Но можно предположить, что намеренно допустил это нападение. В отличие от египетских пограничников военные в Израиле, которые к тому моменту в течение 48 часов находились в состоянии максимальной боеготовности, террористов на Синае ждали. В свою очередь, боевики, которые после захвата КПП пошли на прорыв израильской границы, не были смертниками. Они не подозревали о засаде и рассчитывали на захваченных у египетской армии бронемашинах ночью прорваться к гражданским объектам на территории еврейского государства. С этой точки зрения "Братья мусульмане" отчасти правы: израильские спецслужбы контролировали ситуацию.
Однако нельзя исключать полностью причастность к инциденту египетской разведки. События на Синайском полуострове отвечают интересам египетских военных. Гибель пограничников продемонстрировала новому президенту Египта Мухаммеду Мурси, что попытки подорвать влияние армии, тем более отстранить генералов от власти, скажутся на обороноспособности страны и личном авторитете главы государства. Ведь выполнять громкие заявления египетского лидера о безусловном наказании виновных в теракте предстоит военным. А ослабление безопасности на Синае добьет и без того потерявшую в ходе египетской революции миллиарды долларов туристическую отрасль. Гибель 16 пограничников в условиях большой политической игры, которая началась в Каире после избрания президентом Мурси, - незначительная плата за сохранение особого статуса военных в египетской политике.
Нападение террористов на КПП египетской армии отвечает интересам исламистских движений Египта, в особенности "Братьев мусульман". Гибель военнослужащих продемонстрировала слабую подготовку армии. Эти события могут стать поводом для новых народных протестов, с требованием отправить в отставку верхушку вооруженных сил. Бойня на Синае поднимает вопрос об увеличении египетского воинского контингента в регионе, что приведет к внешнеполитическому прецеденту - пересмотру из соображений безопасности одного из ключевых Кэмп-Дэвидских соглашений, заключенных после войны Израиля и Египта в 1979 году. Этот документ ограничивает численность египетских вооруженных сил на полуострове.
В своем выступлении перед народом президент Мурси сообщил о распоряжении спецслужбам разыскать оставшихся в живых боевиков, причастных к нападению на КПП. Однако нет сомнений, что заказчики этого теракта останутся неизвестными.
Синайский полуостров становится "горячей точкой", где вновь обострились геополитические интересы Египта, Израиля, палестинских радикалов и вождей местных бедуинских племен. Вопрос лишь в том, стоит ли иностранным туристам, среди которых традиционно немало россиян, и дальше испытывать судьбу, отдыхая на взрывоопасных курортах Шарм-эш-Шейха?