Однако в силу своего положения в государстве наследник британского престола и потенциальный глава Англиканской церкви едва ли может сменить вероисповедание.
Такое мнение выразил на встрече с прихожанами собора Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне один из самых известных и авторитетных современных православных богословов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр).
В Вестминстерском аббатстве в Лондоне, где в прошлом году проходила церемония венчания сына Чарльза - принца Уильяма и его супруги, в самом начале центральной галереи висели большие православные иконы. Один из участников встречи с митрополитом Каллистом обратил внимание на это и задал вопрос об отношении дома Виндзоров к православию.
- Действительно, там вывешены работы русского иконописца (Сергея Федорова - Прим. ред.), я нахожу это существенным, - сказал митрополит Каллист. - Знаменитый собор постоянно осаждают толпы туристов, нуждающихся в напоминании о том, что это не музей, а "дом молитвы".
Владыка подчеркнул, что "сама королева Елизавета - вне всякого сомнения, глубоко и искренне верующая христианка". "Последние год-два она начала гораздо более открыто и прямо говорить о своей христианской вере", - добавил он.
Православный иерарх, англичанин по национальности отметил, что наличие общенационального лидера, стоящего выше межпартийных схваток, особенно важно в кризисные периоды,и поделился детскими воспоминаниями о том, как в годы Второй мировой войны после жестоких ночных немецких бомбежек Лондона король Георг с супругой с утра обязательно посещали наиболее пострадавшие районы.
Владыка напомнил, что супруг королевы Елизаветы принц Филипп происходит из греческого королевского рода и был крещен в православии. Женившись на британской принцессе, он принял англиканскую веру, хотя и не обязан был этого делать. "Когда мы с ним встречались, он говорил: "Ну да, меня крестили в православии, и я продолжаю считать себя православным. Но при этом я теперь и англиканин", - сказал митрополит под дружный смех собравшихся. "Я бы мог ответить, что не вполне с этим согласен, но счел за лучшее промолчать, поскольку сказано все было по-дружески", - признался он.
"Наследник престола принц Чарльз несомненно проявляет живейший интерес к православию и имеет ряд православных друзей, с которыми обсуждает аспекты православной веры, - рассказал митрополит. - Он много раз совершал паломничества на святую гору Афон. Но если бы он стал православным, это создало бы очень серьезные конституционные затруднения. Так что, наверное, он не может отказаться от англиканства, но будет учитывать и православный контекст".
Поскольку владыка Каллист - сопредседатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, его спрашивали о перспективах сближения между двумя церквами. По его мнению это затруднено прежде всего наличием разных течений в самом англиканстве. Наряду с консервативной и очень близкой к православию "высокой церковью" там есть и "евангелические и крайне либеральные" направления, "представить себе единство" с которыми для православных "никак невозможно". При всем том митрополит - "за продолжение диалога", пусть и без надежды на "немедленное достижение практических результатов".
Святитель Иоанн
Интересно, что Иоанно-Предтеченский собор РПЦЗ, где проходила встреча, был основан в 1949 году архиепископом Иоанном (Максимовичем), в 1994 году причисленным к лику святых. В молодости нынешний митрополит - тогда еще неправославный Тимоти Уэр - встречался с владыкой Иоанном. И до сих пор "совершенно отчетливо помнит" свою первую встречу с ним во Франции, в Версале.
Произошло это на литургии, которую архиепископ Иоанн имел обыкновение служить ежедневно. День был будний, в маленькой домашней церкви находились только монах-певчий и какая-то старушка. Вынеся чашу со Святыми Дарами, священник пристально смотрел на незнакомого молодого гостя, пока тот не покачал отрицательно головой. Позже он все же настоял на том, чтобы тот подошел и принял помазание елеем из лампады.
"Позже я размышлял, почему он так на меня смотрел, - словно настаивая, чтобы я подошел к причастию, - сказал митрополит. - Я тогда находился как бы "на перепутье": в своей англиканской церкви уже не причащался, а к православной еще не принадлежал. Наверное, он понял, в каком я положении. И по-своему дал мне понять: не медли слишком долго. Иди в церковь - в нашу православную церковь - и принимай причастие. И я воспринял это как знак..."
"Всякое серьезное знакомство с другим человеком по сути провиденциально", - сказал владыка.
О птицах высокого полета
Через несколько месяцев Уэр принял православие. Произошло это в 1958 году. Затем он подвизался в монастыре на греческом острове Патмос, совершал паломничества в Иерусалим и на Афон, в 1966 г. стал священником и монахом с именем Каллист. С того же времени 35 лет преподает в Оксфордском университете, подготовил целую плеяду богословов и историков церкви.
Среди его подопечных был и нынешний председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев).С широкой улыбкой владыка Каллист заметил, что в этом случае и без всякого провидческого дара было видно "птицу высокого полета".
По его словам, о. Иларион, оставаясь "смиренным монахом", в то же время отличался "чрезвычайной целеустремленностью, ...ясным пониманием того, зачем он приехал в Оксфорд и чему хочет учиться". Свою докторскую диссертацию о преподобном Симеоне Новом Богослове он написал "быстрее любого другого" соискателя на памяти наставника, а позже эта работа была напечатана издательством Оксфордского университета. "Они исключительно редко издают докторские диссертации, только самые лучшие", - пояснил владыка.
Сам он, на его взгляд, не наделен "прозорливостью, свойственной святому Иоанну". Однако и у него бывали ситуации, когда на исповедях в ответ на простой вопрос, все ли они рассказали, кающиеся изумлялись его проницательности.
Для своих преклонных лет иерарх, родившийся в 1934 году, превосходно выглядит. Лекцию о молитве Иисусовой, ради которой и устраивалась встреча, он читал стоя, пошутив: "чтобы не убаюкать самого себя". Хотя такой опасности не было и в помине, живая и образная речь, полная ярких сравнений и любопытных реминисценций, наглядно показала, что он владеет даром просто и доходчиво говорить о самых сложных материях, раскрывая взаимосвязи между бренным и вечным.